Пояснительная записка.
Элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» ориентирован на курс «Физиологии, анатомии и гигиены человека» в 8 классе. В 8 классе рекомендуется 1 час регионального компонента использовать для увеличения времени на изучение человека и приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Данный элективный курс предполагает интеграцию знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека, генетике и экологии, на основе которых у учащихся формируется ценностное отношение к здоровью, развиваются компетентности, связанные с организацией своей деятельности на основе осознания здорового образа жизни, а также осуществляется профессиональная ориентация учащихся на овладение профессиями врача и эколога. Рассматриваемый курс ориентирует учащихся на выбор естественно - научного профиля на старшей ступени обучения. Количество часов в неделю – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Цели курса.
1. Формирование понятий о среде жизни человека, здоровье человека и факторах (природных и антропогенных), влияющих на здоровье человека.
2. Формирование представлений об адаптивных реакциях человеческого организма, механизмах защиты организма человека от действий неблагоприятных факторов.
3. Формирование понятий о городе, селе как среде жизни, об особенностях городской, сельской среды и её влиянии на здоровье человека.
4. Создание условий для понимания учащимися роли многообразия факторов в сохранении здоровья человека.
5. Создание условий для понимания учащимися важности здорового образа жизни для сохранения здоровья и увеличения продолжительности жизни.
6. Содействие профессиональной ориентации старшеклассников.
7. Развитие исследовательских и коммуникативных умений учащихся.
Требования к освоению содержания курса.
Учащиеся должны знать:
- показатели здоровья человека, особенности жизнедеятельности здорового человека, взаимосвязь индивидуального здоровья и здоровья населения города, страны;
- характеристику среды жизни человека;
- факторы, влияющие на здоровье человека (наследственность, состояние окружающей среды, образ жизни, развитие здравоохранения), вклад каждого фактора в формирование здоровья;
- механизмы адаптации человеческого организма к окружающей среде и к действию неблагоприятных факторов, механизмы и значение стресса в жизни человека;
- широкий диапазон факторов среды, способствующих сохранению здоровья человека и негативно на него влияющих;
- составляющие здорового образа жизни, значение здорового образа жизни для сохранения здоровья человека.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение различных факторов в формировании индивидуального здоровья человека и здоровья населения страны, города, села, объяснять влияние различных факторов на здоровье человека;
- объяснять значение городской, сельской среды для здоровья человека;
- устанавливать взаимосвязь между индивидуальным здоровьем человека и здоровьем населения города, страны;
- понимать значение образа жизни для сохранения здоровья человека и планировать свою жизнедеятельность на основе знаний о здоровом образе жизни;
- самостоятельно работать с учебной, научно-популярной, научной и справочной литературой;
- составлять конспекты, рефераты научно-популярных и научных статей, готовить сообщения, доклады, проекты.
Формы организации учебных занятий.
Основное содержание элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда» раскрывается на обзорных лекциях, учебных тематических семинарах и конференциях. Наряду с этим предполагается организация работы в группах, самостоятельного изучения школьниками литературы, написание и защита рефератов, лабораторно – практические занятия.
Форма контроля достижений учащихся и их оценивание.
Текущий контроль осуществляется с использованием методов: беседы, индивидуального опроса, тестирования, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). По окончании изучения каждого блока осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей, а также умение применять знания для объяснения роли различных факторов в обеспечении и сохранении здоровья человека. Итоговый контроль предполагает защиту учащимися рефератов, посвящённых изучению влияния различных факторов на здоровье человека.
Используемые формы контроля:
- Защита рефератов, докладов на занятиях.
- Разработка и защита творческих проектов на научно-практической конференции.
- Выход на районные, краевые конкурсы творческих проектов.
Критериями оценивания достижений учащихся являются:
- Сформированность знаний о здоровье человека, факторах, определяющих здоровье, и об их роли в формировании и сохранении здоровья;
- Сформированность умения применять знания для объяснения роли различных факторов в формировании и сохранении здоровья человека и организации своей жизнедеятельности;
- Качество оформления реферата;
- Содержательность доклада и владение материалом реферата;
- Грамотность и осознанность ответов на вопросы в ходе защиты реферата.
Учебно – тематический план
«Здоровье человека и окружающая среда»
Дата |
Содержание |
Примечания |
1. Вводное занятие. 2. Здоровье и факторы его определяющие. Наследственность как фактор здоровья. 3. Генетика – как наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетические болезни. 4. Общение с людьми, страдающими генетическими заболеваниями. 5. Болезни, сцепленные с полом. 6. Наследственные болезни, их причины, профилактика и лечение. Природная среда и здоровье человека. 7. Факторы природы, влияющие на здоровье человека. 8. Природная среда как источник заболеваний. 9. Действие экологических факторов в разные периоды жизни человека. 10.Механизмы адаптации человеческого организма к природным факторам. 11. Стресс и здоровье человека. 12. Адаптация человека в экстремальных природных условиях. Здоровье человека в городской и сельской среде. 13.Город как среда жизни человека. 14.Село как среда жизни человека. 15.Экологическая среда рабочего и жилого помещения. 16.Оценка экологического состояния учебного помещения. 17.Состояние окружающей среды в условиях города. 18.Состояние окружающей среды в условиях села. 19.Изучение загрязнения воздуха автотранспортом. 20.Защита организма от химических загрязнителей. 21.Шум и здоровье человека. 22.Радиация и здоровье человека. 23.Демографическая структура. Образ жизни - важнейший фактор здоровья человека. 24.Здоровый образ жизни и его составляющие. 25.Питание и здоровье. 26.Двигательный режим и здоровье человека. 27.Труд человека и его здоровье. 28.Семья и здоровье. 29.Вредные привычки – угроза здоровью нации. 30.Влияние алкоголя. 31.Влияние курения. 32.Влияние наркотиков. 33.СПИД – угроза здоровью. 34.Защита рефератов. 35.Защита рефератов. |
||
Содержание программы.
Введение.
Среда жизни человека. Понятие об индивидуальном здоровье и здоровье населения. Показатели здоровья. Факторы здоровья и риска заболеваний. Жизнедеятельность здорового человека. Здоровье в иерархии человеческих потребностей.
1. Наследственность как фактор здоровья человека.
Генетика человека. Методы изучения наследственности человека. Механизмы определения пола. Роль наследственности в формировании индивидуального здоровья. Болезни, сцепленные с полом. Наследственные болезни, их профилактика и лечение. Определение наследственности будущего ребёнка. Медико - генетическое консультирование и планирование семьи.
2. Природная среда и здоровье человека.
Влияние космоса на здоровье человека. Биоритмы человека. Климат и здоровье человека. Природная среда как источник инфекционных заболеваний. Адаптации и гомеостаз человеческого организма. Стресс и здоровье человека. Адаптации человека в экстремальных природных условиях. Механизмы защиты организма человека от неблагоприятных факторов среды.
3. Здоровье человека в городской (сельской) среде.
Экологические аспекты урбанизации. Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы и их влияние на здоровье человека. Шум и здоровье человека. Радиация и здоровье. Специфические факторы, влияющие на организм человека (перенаселение, психогенные факторы, условия социальной жизни, двигательный режим) Защита от неблагоприятного воздействия экологических условий горда, села. Возможности городской (сельской) среды в сохранении здоровья человека. Популяционное здоровье. Особенности демографии в зависимости от природных и социальных факторов. Взаимосвязь индивидуального здоровья человека и здоровья населения города (села).
4. Образ жизни – важнейший фактор здоровья человека.
Понятие о здоровом образе жизни. Основные составляющие здорового образа жизни. Здоровье человека и его биологический возраст. Питание и здоровье. Двигательный режим и здоровье человека. Трудовая деятельность человека и его здоровье. Семья и здоровье. Алкоголизм, наркомания, табакокурение и их влияние на индивидуальное здоровье человека и здоровье населения. Возможности образа жизни для увеличения продолжительности здоровой жизни.
Список литературы.
1. Агаджанян Н.А., Ступаков Г.П. и др. Экология, здоровье, качество жизни. - Москва;Астрахань:Изд-во АГМА, 1996.
2. Алексеев В.П. Очерки экологии человека.-М.:Наука,1993.
3. Андреева Н.Д., Наумова Н.Н.идр. Практикум по экологии. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2000.
4. Величковский Б.Т., Кирпичев В.Н., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
5. Иванов В.П., Обуховская А.С. и др..Экология человека. – СПб.: Изд-во СПбГМА, 1997.
6. Семёнова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
7. Соковня – Семёнова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. -–М.: Академия, 1998.