Внеклассные мероприятия

Содержание материала

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

русского языка и литературы

Кузьменко Е.В.

Школьные факторы риска – что это?

В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором

является срок, а не проделанная работа – школа и тюрьма.

У. Глассер

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

 

По данным всероссийской диспансеризации 2008г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Цель занятий по здоровьесбережению :

сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.

Задачи  :

– научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
– изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.

Оценка результатов не должна быть традиционной. Определяя уровень овладения навыками и умениями,  необходимо проигрывать модельные ситуации, работать в группе по решению проблемных вопросов, а также использовать анкетирование.

В течение всего учебного года , помимо тем, изученных на специальных уроках «Спортивный час», на уроках русского языка и литературы , а также на классных часах в той или иной степени проводились беседы, диспуты на темы:

1. Познай себя

Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рождения? Что ты можешь сделать для своего здоровья?

2. Правила общения

Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении, и в каких ситуациях.

3. Общение и конфликты

Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути разрешения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

4. Здоровье и эмоции

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

5. Школа и здоровье

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причины неудач и успехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

6. Знаешь, как быть здоровым, – действуй!

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении, жизни. Как принимать решения и делать выбор в пользу своего здоровья, своих близких и других людей. Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.
Планируем все вместе.

Совместно с учениками были разработаны

составляющие понятия «Здоровье».

                             

При разработке  уроков русского языка и литературы  учитывались следующие

                        особенности здоровьесберегающего урока.

" Обучение на фоне положительных эмоций: интереса и радости;
" обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
" привлечение жизненного опыта;
" практическая направленность изучаемого;
" мотивация познавательной деятельности ученика;
" активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
" обучение рефлексии проделанной работы и своего состояния;
" организация парной и групповой форм работы, самостоятельной работы по добыванию знаний, творческой работы;
" творческий характер образовательного процесса;
" создание для каждого ребенка "ситуации успеха";
" обучение самооценке и взаимооценке.

При проведении уроков с элементами здоровьесберегающих технологий учитывались
              особенности проведение урока с позиции здоровьесбережения.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете).
2. Количество видов учебной деятельности (норма 4 - 7 видов за урок).
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма - 7 - 10 минут).
4. Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15 минут).
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7. Место и длительность применения ТСО.
8. Поза учащихся, чередование позы.
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы и т.д.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, демонстрация, прослеживание этих связей.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
14. Плотность урока (норма: не менее 60% и не более 75 - 80%).
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности  

16. Тип окончания урока.

Конспект классного часа

ДИСПУТ :         Зачем нужен режим дня?

Цель:   Помочь учащимся осознать необходимость жизни по режиму,

             пользу от соблюдения режима дня с разных точек зрения;

             научить ребят составлять режим дня, соблюдать его;

             воспитывать желание всегда всё успевать;

План.

  1. Орг.момент.
  2. Работа по теме классного часа:

 А) Вступительное слово учителя о том, как важно уметь жить по режиму.

          - история слова «режим»

          - первое его появление

          - отклики людей, живущих по режиму

   ( дети собрали эти отклики у своих родителей , из сети Интернет, из газет)

Вывод : без режима удобно жить только лодырям, которым некуда спешить.

            Чтобы всё успеть , не подорвав при этом здоровье, нужен режим дня.

 Б) Составление режима дня учащихся.

                                                 ДИСПУТ

  Что надо включить в режим ?            Что не надо включать в режим?

( в ходе диспута ребята обсуждают

каждый момент режима дня школьника,

вносят и отстаивают свои предложения,

отклоняют идеи других. Но …

в споре рождается истина)

 К концу  классного часа  все приходят к единому решению :

 Составить дома свой режим дня с учетом занятий после школы.

                              Конспект классного часа

ДИСПУТ :          Врать или быть честным?

Цель :  Помочь учащимся в ходе диспута взвесить все «за» и «против»,

              решая проблему лжи  в жизни человека;

              развивать умение вести диспут, спорить , аргументированно

              отстаивать свою точку зрения;

              воспитывать навыки культуры общения, стремление

              всегда стараться говорить правду.

План.

  1. Орг.момент.
  2. Работа по теме классного часа:

  А)   Чтение ситуаций, когда человеку приходится врать.

         Обсуждение ситуаций.

  Б)   Обсуждение  «мудрых» мыслей:

Честность – родная сестра правдивости.

                               (нар.посл.)

Высший суд – суд совести.

                              (В.Гюго)

Ближе всего к великому стоит честность.

                                                     (В.Гюго)

  В)                                                  ДИСПУТ

                Можно иногда соврать…                    Лучше быть всегда честным.

                               ( В ходе диспута ребята приводят примеры,

                                когда ложь – безобидная – действует во

                                 спасение. И когда ложь ставит человека в неловкое

                                 положение.)

  Г)  Написание «Чистосердечного признания» - рассказ о том,

      Что сделано когда-то, за что очень стыдно.

  1. Вывод:  Нужно стараться говорить правду, даже если она

                    не очень приятная.

  1. Дом.зад. : В течение трёх дней постараться ни разу не соврать.

                       Оценить ощущения!

"Подростковая наркомания". Родительское собрание

Цели:

        Представить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по   проблеме наркомании.

        Убедить родителей в необходимости активного обсуждения проблемы в семье.


ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

– Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы ближе и подробнее познакомиться с такой распространенной проблемой – такой как подростковая наркомания.

Наркомания – болезненное пристрастие человека к наркотическим, психотропным веществам. Заболеть может каждый, любого возраста. В последнее время наркомания быстро распространяется и приобретает характер ЭПИДЕМИИ.

Причем уровень заболеваемости среди несовершеннолетних в 15раз больше, чем среди взрослого населения. Если сравнить 1 полугодия 2005 и 2006 годов, то количество зарегистрированных наркоманов возросло на 18,8%.

Средний возраст привлечения подростков: мальчики – 14,2 г девочки – 14,5 г.

ЧТО ЖЕ ТОЛКАЕТ НАШИХ ДЕТЕЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ?

Причин конечно же много, но среди них часто встречаются:

употребление из любопытства;

Человек по своей природе любопытен, а подросток особенно. Ему хочется новых ощущений, рассказы взрослых об опасности их не только пугают, но и привлекают. “ Чем опаснее, тем заманчивее”.

употребление ради удовольствия;

протест против родителей (при гиперопеке);

употребление чтобы снять напряжение;

желание не быть “белой вороной”;

проблемы в жизни.

Об этом же говорят и результаты анонимного анкетирования учащихся, проведенного в конце прошлого года. Анкетирование проводилось с учащимися 9–11 классов. Всего участвовало 184 человека.

И что же ответили наши дети:

  проблемы в жизни – 95 ч.;

        любопытство – 95;

        эффект толпы – 84;

       от нечего делать – 51.

                                                                                                       

На вопрос “Как вы относитесь к наркоманам?”

                               

       с жалостью – 59;

  с непониманием – 79;

      с презрением – 55.

                                                                             

На вопрос “Пробовали ли вы наркотики?”

9 из 184 ответили  «да».

– Не секрет, что чаще всего наркотики распространяются в развлекательных заведениях, игровых клубах и наши дети это знают.

Поэтому рекомендую знать, куда Ваш ребенок собирается, где будет проводить свое свободное время и с кем

Отрадно, что дети считают полезной информацию, которую им предлагают в школе, дома, от специалистов различных служб по профилактике правонарушений среди молодежи.

Значит, проблемы алкоголизма, наркомании волнуют не только нас, родителей, учителей, но и самих подростков, которые задумываются о своем будущем.

Что же должны рассказывать ребенку родители об алкоголизме, наркомании, табакокурении.

В первую очередь, нужно правильно подобрать момент для беседы. Например, когда при совместном просмотре TV показывают сцены употребления алкоголя, курения или наркотиков, чем в ситуации, когда подросток поздно пришел домой, а вы почувствовали запах сигарет, алкоголя и т.д. Вы тут же начинаете “учить его жизни”. В таких ситуациях он не станет даже слушать, потому что будет настроен к Вам негативно и может спровоцировать уход из дома и т.д. Много информации подростки получают через СМИ, TV, и часто у них создается привлекательный образ людей, употребляющих алкоголь, курят и т.д. Но в реальном мире таких супергероев мало.

Пример:

Ковбой, рекламирующий “Мальборо”. На экране он супергерой, пыхтит сигаретой, говорит, что они безвредны для организма. А в конце своей жизни подает на компанию, выпускающую сигареты в суд, из-за того, что его здоровью нанесен непоправимый вред, заработал рак гортани. Употребление алкоголя, наркотиков, сигарет притупляет разум, координацию движения, поэтому не способствуют быстрому решению проблем. Тем более, что курение, употребление алкоголя, наркотиков и даже курение – это нарушение закона, и дети должны это осознавать.

Вы должны внушить детям, что отсутствие пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам помогает найти хороших преданных друзей, занять лучшее положение в обществе. А для этого дети должны научиться правильно общаться, уметь работать в коллективе, выбирать друзей, не имеющих зависимости от чего-либо.

Ученые доказали, что взгляды большинства взрослых людей на употребление спиртных напитков, наркотиков сходны с взглядами их родителей. Следовательно, если подросток видит, как отец или мать пьет, курит, то и сам начинает вести такой образ жизни.

Иногда непьющие родители ошибочно считают излишним объяснять детям свои принципы, отношение к вредным привычкам, но одного личного примера оказывается недостаточно.

Используя некоторые приемы, вы можете дать подросткам хорошие модели поведения на вечеринках или семейном празднике:

Никогда не фиксируйте внимание гостей на алкогольных напитках и их употреблении.

Не заставляйте принимать спиртные напитки.

Не предлагайте тем, кто находится за рулем.

Как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение и помочь ему сказать “НЕТ” алкоголю и наркотикам.

Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут рассказать им об алкоголе, табаке, наркотиках. Для этого нужен определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может помочь и в общении со взрослыми.

Прием №1: Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют “отраженным выслушиванием”. Он состоит из трех пунктов:

демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами “да, “”угу”, вопросами “А что потом?”, “И что же?” и т.д.);

позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;

докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его).

Прием № 2: Внимательно следите за лицом ребенка и “языком” его тела. Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.) Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют “языку тела”, всегда полагайтесь на “язык тела”.

Прием № 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием № 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов.

Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов, выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием № 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: “Вот это да!”, “Да ну, не верю!” и т.д.

ВЫ МОЖЕТЕ СПРОВОЦИРОВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ К УПОТРЕБЛЕНИЮ АЛКОГОЛЯ И НАРКОТИКОВ, ЕСЛИ:

Никогда не сидите за совместной трапезой всей семьей.

Никогда не организуете семейные поездки (еженедельно, ежемесячно, ежегодно), которых дети ждали бы с нетерпением, как семейной встречи.

Говорите с детьми, не слушая их..

Наказываете детей в присутствии других и никогда не хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение.

Всегда решаете проблемы ваших детей и /или принимаете решения за них.

Возложили ответственность за нравственное и духовное обучение детей на школу.

Никогда не позволяете своим детям испытывать холод, усталость, фрустрацию, разочарование и т.д.

Угрожаете своим детям таким образом: “Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь или наркотик, то я накажу тебя”.

Ожидаете, что ваш ребенок всегда будет учиться на “отлично” по всем предметам.

Всегда помогаете ему выпутываться из сложных ситуаций и не способствуете тому, чтобы он принимал ответственность на себя.

Не поощряете детей к выражению своих чувств (высказыванию своих эмоций), например, злости, грусти, страха и т.д.

Чрезмерно опекаете и не учите их значению слова “последствия”.

Заставляете детей чувствовать, что их ошибки – это непоправимые грехи.

Никогда не доверяете своим детям.

Вы, наверное, поняли, что я не случайно затрагиваю тему употребления алкоголя. Потому что, пристрастившись к пиву, которое все считают безобидным, подростки переходят к более крепким напиткам. А там, где выпивка, обязательно появятся и наркотики, потому что алкоголизм – это тоже болезненное пристрастие, та же наркомания, вернее ее разновидность.

При анкетировании, на вопрос “Как часто вы употребляете спиртное, пиво” учащиеся ответили:

 По праздникам – 85 (это половина из опрошенных).

 Не употребляю – 12.

                                              Эти цифры дают повод задуматься

А как узнать, болен ли ваш ребенок?

Самые первые признаки болезни проявляются в изменении поведения ребенка. Вдруг снижается успеваемость, интерес к учебе, школьной жизни. Большую часть времени ребенок проводит вне дома, с новыми, неизвестными вам друзьями. Ваш ребенок начинает лгать и скрывать, где он бывает. Меняются отношения с родителями; вместо добрых, ровных взаимоотношений возникает злоба, раздражение, агрессия. Ваш ребенок перестает выполнять домашние обязанности, стремится любыми путями уйти из дома в свою компанию. Попытки удержать дома приводят к побегам и даже отсутствию дома в течение нескольких дней.

Появляются странности психики: приступы неадекватной веселости, дурашливости, двигательная активность вдруг заменяется безразличием, сонливостью, заторможенностью и может переходить в состояние озлобленности, раздражительности, замкнутости. Такие колебания настроения могут отмечаться по несколько раз на протяжении суток.

ВАС ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ:

всегда длинные рукава одежды, независимо от погоды, обстановки;

неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук;

неестественно узкие или расширенные зрачки глаз, независимо от освещения;

невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта (иногда запах присутствует, но его интенсивность не соответствует степени опьянения);

стремление избегать встреч со старшими членами семьи;

раздражительность, порой циничность в разговорах с вами;

исчезновение вещей или денег из дома.

В карманах одежды, в мусорном ведре вы можете обнаружить:

шприцы с жидкостями и пустые, а также инъекционные иглы;

десертную или чайную ложку для приготовления раствора (как правило, с обломанной ручкой);

марганцовку;

прозрачную бесцветную или желтого цвета жидкость с резким “уксусным” запахом;

различные лекарственные препараты (димедрол, теофедрин, бронхолитин, солутан), порошки и ампулы;

измельченное вещество зеленого цвета с пряным запахом (марихуана), смолообразное либо в виде комочков, брусочков вещество зеленовато-коричневого цвета с пряным запахом (гашиш); эти наркотики могут находиться в сигаретах и папиросах;

обожженные купюры (используемые как мундштук при курении марихуаны);

смолообразное вещество коричневого цвета с запахом сырого мака (опий);

отрезки прозрачной пленки (чаще всего прямоугольные размером 5х5см) с наслоением коричневого вещества и без наслоений;

химическую посуду, проведение опытов (если раньше ваш ребенок ненавидел химию);

коробочки мака целиком и измельченные – вещество светло-коричневого цвета;

органические растворители.

В среде наркоманов принят определенный сленг. Прислушайтесь, о чем говорит ребенок с друзьями по телефону и дома. Слова:

                         

 закинулся, ширнулся, травка, план, дурь, анаша, опилки, химка,

 ханка, соломка, чек, чека, султыга, терьяк, морфии, кока, марафет,

 экстази. крэк. кислота. лошадка, винт, айс, коктейль Джеф, эфенди,   мулька, космос

                                                                             

                                        – из словаря наркомана.

Если Вы обнаружили, что Ваш ребенок использует наркотики или растворители, сохраняйте спокойствие и не паникуйте.

Остановитесь и подумайте, прежде чем предпринимать что-либо:

Что Вы можете сделать, чтобы в большей степени помочь Вашему ребенку?

Уверены ли Вы, что Ваши факты достоверны?

Как Вы можете сохранять и поддерживать доверительный контакт с Вашим ребенком?

Является ли употребление наркотиков повторяющимся или это был однократный "эксперимент"?

Если это случилось лишь раз, Вам, может быть, нужно просто поговорить с Вашим ребенком. Будьте заботливыми, любящими, но покажите свое неодобрение. Приведите основания необходимости отказа от употребления:

что это незаконно и может привести к конфликту с законом; что употребление наркотиков может повлиять на их здоровье сейчас или в будущем.

Если вы понимаете причины, по которым ваш ребенок обращается к употреблению наркотиков или растворителей, то можете попытаться помочь устранить, прежде всего, их, нежели следствие.

Если здоровье или поведение вашего ребенка свидетельствует о реальном употреблении им наркотиков, не падайте духом, потому что по-прежнему есть много такого, что возможно сделать.

Вы можете предпринять следующие действия:

Оказывать поддержку вашему ребенку – для него это жизненно необходимо, какими бы ни были обстоятельства.

Показывайте –  и говорите –  что вы его (ее) любите!

Обратитесь за помощью –  для себя и вашего ребенка. Подробнее об этом в одном из следующих разделов.

Рассчитывайте и планируйте постепенные изменения.

За помощью можно обратиться к медикам .

И закончить свое выступление я хочу, прочитав вам, стихотворение одной нашей ученицы

Я призываю матерей.

Я призываю матерей

Спасем младое поколенье!

Чума идет, и сыновей

Все меньше…каждое мгновенье.

Мы чувствуем, что это зло

Сужается в кольцо и давит.

Кто умер так, не повезло,

А кто-то жив и умирает,

Лежит в подвале, чуть дыша,

Мать рядом с дозой и с пакетом.

И плачет детская душа.

Одна лишь смерть следит за этим.

А кто-то ,кошелек набив,

Другим “полет дает бесплатно”.

Ребенок их, конечно, жив

А наших не вернешь обратно.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской»

Прохладненского  района КБР

Подростковая наркомания

Родительское  собрание

в 9 А классе

                    Подготовила и провела

                    Кузьменко Е.В.

                            2007 - 2008

Здоровье.

«В здоровом теле – здоровый дух.»

Основная цель этого направления - сохранение и укрепление здоровья ребят; формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью были проведены и разработаны мероприятия:

-познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой»,

-валеологические беседы «Здоровые привычки - здоровый образ жизни»,

-КТД «Тропинка, ведущая в бездну»,

Акция «Конфетка за сигаретку».

У класса укрепляются и множатся традиции, среди которых наиболее значимыми являются: проведение игры «Зарница», участие общешкольных кроссах. Периодически фиксируется:

- листок здоровья,

- сведения о питании учащихся,

- сведения об участии учеников в дежурстве по классу, по школе, в генеральных уборках.

Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией «Роднички».

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

   Легко ли быть учеником?

   Чтобы учение было успешным ...

   Что обеспечивает успех урока?

   Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

   Что способствует повышению успеваемости дома?

        

      Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

- После кино.

- После кино поздно!

- Учиться никогда не поздно!

- Почему ты дома не открываешь учебник?

- Ну ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

- Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников).

Вопрос к учителям:

- Что же, по вашему мнению, обеспечивает успех урока? Приглашенные учителя дают необходимую информацию о том, что нужно сделать учащимся, чтобы урок прошел не зря.

Исходя из выше сказанного следует:

Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

Составьте план изучения предметов.

Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

  Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

  Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

  Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник,

  спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем

  спросите, чем вы можете помочь.

 Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

  Не ругайте, а учите!

                                                                                                                                           

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу

“Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям

“Психотерапия неуспеваемости”

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе:не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика