Внеклассные мероприятия

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

русского языка и литературы

Кузьменко Е.В.

Школьные факторы риска – что это?

В нашем мире есть только два заведения, где главным фактором

является срок, а не проделанная работа – школа и тюрьма.

У. Глассер

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

 

По данным всероссийской диспансеризации 2008г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание или является ребенком-инвалидом.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

  1. Стрессовая педагогическая тактика;
  2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
  3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
  4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
  5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
  6. Интенсификация учебного процесса;
  7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
  9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (М.М. Безруких и др., 2002).

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Цель занятий по здоровьесбережению :

сформировать у учащихся понимание здоровья как гармонии своего внутреннего мира, его биологических, социальных и духовных начал, а также гармонии взаимодействия с миром внешним: природной и социальной средой.

Задачи  :

– научить учащихся принимать решение и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
– изменить представления школьников о своем здоровье и способах его сохранения и приумножения.

Оценка результатов не должна быть традиционной. Определяя уровень овладения навыками и умениями,  необходимо проигрывать модельные ситуации, работать в группе по решению проблемных вопросов, а также использовать анкетирование.

В течение всего учебного года , помимо тем, изученных на специальных уроках «Спортивный час», на уроках русского языка и литературы , а также на классных часах в той или иной степени проводились беседы, диспуты на темы:

1. Познай себя

Твои жизненные ценности. Ты и твое здоровье. От чего зависит твое здоровье. Что дается тебе от рождения? Что ты можешь сделать для своего здоровья?

2. Правила общения

Почему важно общаться с другими людьми. Общение и здоровье. Основные правила общения с ровесниками, родителями, учителями и другими старшими людьми. Знакомые и незнакомые люди, правила общения. Нужно ли соблюдать осторожность при общении, и в каких ситуациях.

3. Общение и конфликты

Что такое конфликты. Почему возникают конфликты между людьми. Кто может стать участником конфликта. Как найти пути разрешения конфликтной ситуации. Посредничество. Как научиться прощать. Можешь ли ты уступить, пойти на компромисс. Конфликты и здоровье.

4. Здоровье и эмоции

Твои чувства, эмоции и здоровье. Положительные и отрицательные эмоции. Оптимизм и пессимизм. Умеешь ли ты управлять своими эмоциями. Как влияют эмоции на общение с людьми. Эмоции и конфликты.

5. Школа и здоровье

Зачем человеку нужна школа. Как научиться учиться. Причины неудач и успехов на уроках. Как нужно слушать на уроке. Внимание и память. Правила познания и школьные предметы. Как работать с текстом учебника. Как готовиться к ответу на уроке. Составление планов и опорных конспектов.

6. Знаешь, как быть здоровым, – действуй!

Как сделать здоровье главной ценностью в своем поведении, общении, жизни. Как принимать решения и делать выбор в пользу своего здоровья, своих близких и других людей. Что конкретное ты можешь сделать, чтобы быть здоровым.
Планируем все вместе.

Совместно с учениками были разработаны

составляющие понятия «Здоровье».

                             

При разработке  уроков русского языка и литературы  учитывались следующие

                        особенности здоровьесберегающего урока.

" Обучение на фоне положительных эмоций: интереса и радости;
" обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;
" привлечение жизненного опыта;
" практическая направленность изучаемого;
" мотивация познавательной деятельности ученика;
" активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока;
" обучение рефлексии проделанной работы и своего состояния;
" организация парной и групповой форм работы, самостоятельной работы по добыванию знаний, творческой работы;
" творческий характер образовательного процесса;
" создание для каждого ребенка "ситуации успеха";
" обучение самооценке и взаимооценке.

При проведении уроков с элементами здоровьесберегающих технологий учитывались
              особенности проведение урока с позиции здоровьесбережения.
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете).
2. Количество видов учебной деятельности (норма 4 - 7 видов за урок).
3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма - 7 - 10 минут).
4. Количество видов преподавания (норма: не менее трех).
5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15 минут).
6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
7. Место и длительность применения ТСО.
8. Поза учащихся, чередование позы.
9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы и т.д.
10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ, демонстрация, прослеживание этих связей.
11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
14. Плотность урока (норма: не менее 60% и не более 75 - 80%).
15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности  

16. Тип окончания урока.

Конспект классного часа

ДИСПУТ :         Зачем нужен режим дня?

Цель:   Помочь учащимся осознать необходимость жизни по режиму,

             пользу от соблюдения режима дня с разных точек зрения;

             научить ребят составлять режим дня, соблюдать его;

             воспитывать желание всегда всё успевать;

План.

  1. Орг.момент.
  2. Работа по теме классного часа:

 А) Вступительное слово учителя о том, как важно уметь жить по режиму.

          - история слова «режим»

          - первое его появление

          - отклики людей, живущих по режиму

   ( дети собрали эти отклики у своих родителей , из сети Интернет, из газет)

Вывод : без режима удобно жить только лодырям, которым некуда спешить.

            Чтобы всё успеть , не подорвав при этом здоровье, нужен режим дня.

 Б) Составление режима дня учащихся.

                                                 ДИСПУТ

  Что надо включить в режим ?            Что не надо включать в режим?

( в ходе диспута ребята обсуждают

каждый момент режима дня школьника,

вносят и отстаивают свои предложения,

отклоняют идеи других. Но …

в споре рождается истина)

 К концу  классного часа  все приходят к единому решению :

 Составить дома свой режим дня с учетом занятий после школы.

                              Конспект классного часа

ДИСПУТ :          Врать или быть честным?

Цель :  Помочь учащимся в ходе диспута взвесить все «за» и «против»,

              решая проблему лжи  в жизни человека;

              развивать умение вести диспут, спорить , аргументированно

              отстаивать свою точку зрения;

              воспитывать навыки культуры общения, стремление

              всегда стараться говорить правду.

План.

  1. Орг.момент.
  2. Работа по теме классного часа:

  А)   Чтение ситуаций, когда человеку приходится врать.

         Обсуждение ситуаций.

  Б)   Обсуждение  «мудрых» мыслей:

Честность – родная сестра правдивости.

                               (нар.посл.)

Высший суд – суд совести.

                              (В.Гюго)

Ближе всего к великому стоит честность.

                                                     (В.Гюго)

  В)                                                  ДИСПУТ

                Можно иногда соврать…                    Лучше быть всегда честным.

                               ( В ходе диспута ребята приводят примеры,

                                когда ложь – безобидная – действует во

                                 спасение. И когда ложь ставит человека в неловкое

                                 положение.)

  Г)  Написание «Чистосердечного признания» - рассказ о том,

      Что сделано когда-то, за что очень стыдно.

  1. Вывод:  Нужно стараться говорить правду, даже если она

                    не очень приятная.

  1. Дом.зад. : В течение трёх дней постараться ни разу не соврать.

                       Оценить ощущения!

"Подростковая наркомания". Родительское собрание

Цели:

        Представить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по   проблеме наркомании.

        Убедить родителей в необходимости активного обсуждения проблемы в семье.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика