Внеклассные мероприятия

 Данный урок был опубликован на сайте Завуч.инфо

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Екатериноградской»

Прохладненского района КБР

«Слава тебе, господи, что мы – казаки!»

Час изучения традиций

(по материалам публицистики  и музея ст. Екатериноградской)

                                  в 9 А классе

      Подготовила и провела Кузьменко Е.В.

                                2007 - 2008

Цели : Активизировать коллективную деятельность учащихся, объединив их общим интересом – изучением истории казачества в станице Екатериноградской.

Оборудование :   планшет «Казачество и мы», выставка книг, публикаций

                              о казачьих традициях и о жизни в станице Екатериноградской.

Книги : 1. Очерки Г.Л.Немченко «Последнее рыцарство»,  «Возвращение наших»,

                  «Далёкий путь к ближнему».

  1. Очерк В.И.Лихоносова «Из блестящего казачьего рода».
  2. Сборник «Слава тебе, господи, что мы – казаки!»

            

Эпиграф:  «Люби Россию, ибо она твоя Мать, и   ничто в мире не заменит тебе Её»

                                           ( из казачьей заповеди)

Ход классного часа.

  1. Орг.момент. слово учителя:

- Есть старая легенда о том, как в королевском замке два бесстрашных рыцаря  поспорили из-за цвета щита, висевшего посреди зала  для турниров. Первый говорил, что щит белый, второй утверждал – красный. И только когда они убили друг друга, кто-то из свиты, сам не умевший владеть мечом и спокойно наблюдавший за поединком со стороны, с улыбкой обратил внимание государя  на то, что оба рыцаря правы : одна сторона щита , и в самом деле, была красной, другая , и точно- белой. Просто рыцари стояли по разные стороны от щита.

   И после октября 1917 года они стояли по разные стороны от щита : красные казаки и белые казаки. Трагедия разъединённости, противостояния длилась очень долго. В сборнике «Слава тебе, господи, что мы – казаки!»  мы видим боль за тех и за других, как в стихах М Волошина и М.Цветаевой…

                                А я стою один меж них

                                В ревущем пламени и дыме

                                И всеми силами моими

                                Молюсь за тех и за других.

   В течение многих десятилетий  наше общество смотрело на гражданскую войну, больше того – на всю историю нашего государства, глазами только тех. Сегодня все чаще и чаще – глазами лишь других. А надо бы  « за тех и за других».

    Сегодня мы познакомимся с очерками Гурия Немченко и Виктора Лихоносова, в которых авторы высказывают своё неравнодушие к проблемам казачества во все времена.

  1. Выступления учеников, подготовивших подробный пересказ очерков.

Пример выступлений:

- Необычно название «Далёкий путь к ближнему». Это оксюморон, «умная глупость», стилистический приём сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления. В этом очерке Гурий Леонтьевич Немченко вспоминает пройденный путь , созданные им книги и фильмы , в которых чувствуется тоска по утерянному народному достоинству, по прошлой казачьей славе. Но автор возлагает надежду на духовную основу  казачества – православную веру. Писатель-публицист вспоминает совместную работу над переводом романа  адыгейца Юнуса Гуяно «Сказание о железном волке», когда два друга, два кунака, словно сшивали те вековые связи, которые так безумно и безжалостно оборвали.

  1. Сообщения  поисковой группы Куначество – талисман единства», подготовленные на материале музея краеведения ст.Екатериноградской:

              А)  Куначество – талисман единства.

              Б)  «Мы должны быть вместе».

              В)  «Традиции дружбы сохраним»

    (материал прилагается)

  1. Сообщения – анализы песен казаков:

А) «Не из тучушки ветерочки веют»

- Послушайте историческую песню, созданную в былинные времена, но отличающуюся от былин тем, что она посвящается конкретному историческому лицу , Ивану Грозному, защите Северного Кавказа от турецких завоевателей. Эта песня –своеобразный эпиграф к нашей теме.

Б) «Песня-гимн терских казаков».

- Песенный фольклор для нас не только зеркало жизни прошлых веков, но и прекрасный образец художественного творчества. Возможно, М.Ю.Лермонтов, создавая свою «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», обращался и к этой исторической песне, ставшей гимном терского казачества.  Поэма Лермонтова, по меткому выражению В.Г.Белинского, «овеяна духом народности». Критик писал : «Лермонтов усвоил себе склад старинной речи народа, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и размёт его чувств». Ближе всего лермонтовская поэма к тем  песням казацкой вольницы, в которых выражены решительность, смелость, прямота удалых людей. Все эти черты мы видим в песне «Не из тучушки ветерочки дуют»:

     Не из тучушки ветерочки дуют,-

     Ой, не дубравушка во поле шумит.

     То не серые гусюшки гогочут,

     Ой, по-над бережком они сидючи,

     Не сизые орлы в поле клекочут,

     Ой, по поднебесью они летучи…

(исполнение учениками народной песни)

  1. Анализ эпизодов из очерков, подготовленный самостоятельно учащимися

(«Письмо казака Николая Свидина» из очерка В.Лихоносова «Из блестящего казачьего рода» о том, как воспитывали казаки своих детей;

«как пели казаки! Как просили Господа помочь им вернуть себе родину!...» - в очерке Г.Немченко «Возвращение наших»;

«За веру. Царя и Отечество!»- с такими словами гибли казаки. Вспомним «Тараса Бульбу» : «Пусть же цветёт русская земля!»;

Острая проблема поставлена в очерке «Последнее рыцарство». Г.Немченко пишет: « Когда в ст.Отрадной снимали фильм по моей повести «Брат, найди брата» о том, как спивается казачья станица, и вот, пожалуйста: на роль алкашей кандидатов  сколько угодно нашлось, киношники настоящий конкурс устроили, и свои, отрадненские , играли в массовках, и как правдиво! А казаков нет… пришлось нанимать  столичных каскадёров да несколько человек из местных, кого можно по пальцам пересчитать..»

  1. Обзорное знакомство с казачьими заповедями.

         - экскурс в историю традиций и законов жизни казаков через планшет «Казачество и мы». Учащиеся-экскурсоводы по планшету рассказывают об этом. Их выступления заканчиваются родословным древом  «Российское казачество».

  1. Беседа по содержанию и актуальности казачьих заповедей :

    - Какой одной-единственной казачьей заповедью можно определить идею сборника? (эпиграф на доске)

- Как вы понимаете такие казачьи заповеди:

                      «Казаком нужно родиться!»

                      «Казаком нужно стать!»

                      «Казаком нужно быть!»

- Какие права и обязанности казака вы знаете?

- Назовите символы и знаки казачества.

- Перечислите чины и звания казаков.

- Каких казачьих атаманов вы знаете?

Учитель дополняет названный список атаманов именами:

Дмитрий Боброк – герой Куликовской битвы,

Межаков-«крикнувший на царство» Михаила Романова,

Матвей Платов-герой Отечественной войны1812 г.,

Богдан Хмельницкий - воссоединивший Украину и Россию,

Степан Разин, Емельян Пугачев, Ермак Тимофеевич…

Казаки-герои гражданской и Великой Отечественной войн,..

  1. Вывод : Есть, чем гордиться нам, живущим в казачьей станице и бережно хранившим её традиции.
  2. Домашнее задание : Написать проблемный очерк  «Какие традиции казаков живы в станице Екатериноградской? А какие забыты и почему?»

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика