Уроки русского языка

Тема: Союзы в речи.

Цель: Обобщить знания по теме «Союзы», помочь учащимся определить роль союзов в речи как служебных частей речи .

Задачи: Закрепить и обобщить знания по изученной теме, умения и навыки правильно 

              определять союзы в тексте, их разряды, роль;

              развивать память, устную монологическую речь, внимание, умение работать в группах,

              навыки выполнения заданий подобных ГИА и ЕГЭ, умение составлять СП и правильно

              расставлять в них знаки препинания; навыки работы с текстом и самостоятельной

              работы;

              воспитывать чуткое отношение к своему здоровью, стремление расширять свой

              кругозор, умение быть толерантным в школе и других общественных местах.

 

Оборудование :

1.         Уголок А.Саврасова (с портретом и репродукциями его картин);

2.         Листовки и плакаты на тему: Внимание! Союзы!

3.         Для каждой группы : тезис дня, тесты, дидактический раздаточный материал.

Ход урока.

1.         Орг.момент.

2.         Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Все на месте? Все готовы к уроку? Что нового в мире?

                                                              (небольшие ответы учащихся о том, что читали в 

                                                               Интернете, видели в «Новостях»)

- А что обещает Гидрометцентр?      (морозы)

- Морозы – это неплохо, так как в морозы погибают вредные болезнетворные бактерии и вирусы. Но, к сожалению, некоторые штаммы гриппа устойчивы к морозам. Поэтому необходимо соблюдать кое-какие меры предосторожности, правила. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и подумайте, как обезопасить себя  сегодня. Я вам помогу. Я начну предложения, а вы закончите. Выполнив это задание, постарайтесь догадаться, о чём конкретно мы сегодня будем говорить, чему постараемся научиться. Итак…

             Чтобы не заболеть гриппом, надо…

             Если регулярно проводить профилактику, то…

             Карантин в  некоторых школах  не отменили, поэтому…

             Чеснок полезен тем, что…

              А вот большое количество лимонного сока вредно, так как….

-Прочитайте, что у вас получилось.              ( учащиеся читают свои варианты)

- Кроме темы, что объединяет эти предложения?   ( Все они СПП)

- Почему вы так решили?                           (Простые предложения в них соединены

                                                                          подчинительными союзами)

- С чего мы начали урок?                               ( С составления предложений)

- Значит, о чём сегодня речь пойдёт ?        ( О союзах в предложениях и текстах)

- Правильно, мы сегодня с вами закрепим знания о союзах как служебной части речи и посмотрим, какую рол играют союзы в нашей речи. И не столько сами союзы, сколько СП, в которых союзы соединяют простые предложения.

3. Работа по теме урока.

           А. Формирование четкого представления учащихся о роли союзов в СП через анализ

               данного предложения и составления новых; развитие устной монологической речи. 

- Вы накануне разделились на 3 группы в зависимости от того, с чем хотите поработать дома и на уроке. И у нас получились группы

                           теоретиков,     практиков     и     творческих личностей.

Работа всех трёх групп будет сведена к одному главному тезису дня:

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

                                                                                                                 М.Шолохов

Каждая группа получает свой тезис дня:

                      Теоретики: Чтобы быть по-настоящему грамотным, нужно постоянно обращаться к

                                          книгам.

                    Практики:  Наука любит трудолюбивых, ибо труд – это талант.

                    Творческие личности:  Вряд ли я смогу прожить хоть день без книги, потому что

                                                            именно книга наполняет мою жизнь содержанием.

- Предположим, что эти тезисы демонстрируют проблемы определённых текстов. Попробуйте  выразить своё мнение , аргументировать его, используя СП с сочинительными и подчинительными союзами. Было бы неплохо, если бы вы указали на грамматические и пунктуационные особенности данных предложений. (учащиеся аргументируют , составляют

                                                                                            сложные предложения)

ВЫВОД:

- В своих ответах вы использовали СП. Как это отразилось на речи? Сделайте вывод о роли СП в речи.                                             (СП делают нашу речь более образной, выразительной….)

            Б. Развитие умения работать в группах, навыков выполнения заданий подобных ГИА и

                 ЕГЭ; закрепление теоретических знаний по теме «Союзы»; развитие навыков

                 использования в речи СП.

- Как образец содержательной речи, содержащей СП, мы послушаем выступление Ченцовой Светланы, нашего юного художника,  о творчестве А.Саврасова. Обратите внимание, как красиво и содержательно звучит речь, обогащённая СП.

                                                                                                       (выступление ученицы)

- Итак, мы определили роль союзов в тексте. А теперь работаем  группами. Этот этап урока направлен на подготовку к серьёзным испытаниям – экзаменам, на которых вам придётся и отвечать устно, и составлять текст на заданную тему, и решать тесты. Поэтому вот вам задания. Ознакомьтесь с ними, и через 2 минуты начнём отчёт по заданиям.

( Теоретики – должны подготовить содержательный рассказ  о союзах, знаках препинания в СПП, правописании союзов ,…;

Практики решают тесты и через 2 минуты рассказывают о тех заданиях, которые вызвали затруднения.;

Творческие личности, я предлагаю вам составить свои предложения по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» с использованием СП).

                                                                          (ребята работают 2 минуты)

- Слушаем каждую группу.

ВЫВОД: Так ли действительно необходимо развивать и совершенствовать свою речь, использовать в ней СП?  Почему? 

Потому что человек с прекрасно развитой речью может рассчитывать на понимание людей и понимать в полной мере то, о чём говорят ему. И в такие моменты он будет абсолютно счастлив. А ещё абсолютное счастье приносит поза «Аист», с которой китайские лекари советуют начинать свой день.

ФИЗМИНУТКА!!!

       4.       Развитие внимания и навыков работы с текстом; навыков самостоятельной работы;

                 воспитание толерантности как одного из основного качества современного человека.

- Последний этап урока посвящён работе с текстом. Задания:

                          Прочитать текст внимательно, вставить на месте пропусков союзы.

                          Определить проблему текста, главную мысль, позицию автора.

                          Сформулировать своё отношение к данной проблеме.

                                                            (дети читают, вписывают нужные союзы, работают устно)

- Какую проблему поднимает автор текста?

- В какой части текста звучит позиция самого автора?

- Какие основные лексические понятия вы бы выписали?  ( терпение, терпимость, сдержанность

                                                                                                             толерантность)

- Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ и на каких уроках вы встречались с этим термином?

- Какое предложение в тексте , на ваш взгляд, несёт огромный общечеловеческий – моральный и нравственный - смысл?                 (последнее)

-Давайте запишем его на доске и посмотрим на его строение – структуру.

                                 (     (Даже если ты попросишь прощения), {он уже никогда не будет таким, как прежде},(потому что в его душе останется шрам).   )

      4.  ВЫВОД:  Какой вывод по теме нашего урока можно сделать, исходя из данного текста?

5.Домашнее задание: 

- Задание на дом вы получите индивидуальное – по группам - , творческое.

Практики –написать сочинение по проблеме данного текста, где выразите свою позицию. 

Творческие личности на основе данного текста составьте текст-памятку о том, что значит быть толерантным.

Теоретики – написать сочинение-рассуждение по проблем текста, подобрать 2-3 аргумента – из жизненного и читательского опыта.

Плюс грамматические задания со словарными словами ( разборы).

Единая просьба ко всем : ваши творческие работы должны содержать СП –только с помощью таких упражнений мы сможем довести нашу речь  - устную и письменную- ,наш язык  до полного совершенства, ибо…

ВЫВОД:…. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

6.         Итоги урока. Выставление оценок.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика