Тема: Союзы в речи.
Цель: Обобщить знания по теме «Союзы», помочь учащимся определить роль союзов в речи как служебных частей речи .
Задачи: Закрепить и обобщить знания по изученной теме, умения и навыки правильно
определять союзы в тексте, их разряды, роль;
развивать память, устную монологическую речь, внимание, умение работать в группах,
навыки выполнения заданий подобных ГИА и ЕГЭ, умение составлять СП и правильно
расставлять в них знаки препинания; навыки работы с текстом и самостоятельной
работы;
воспитывать чуткое отношение к своему здоровью, стремление расширять свой
кругозор, умение быть толерантным в школе и других общественных местах.
Оборудование :
1. Уголок А.Саврасова (с портретом и репродукциями его картин);
2. Листовки и плакаты на тему: Внимание! Союзы!
3. Для каждой группы : тезис дня, тесты, дидактический раздаточный материал.
Ход урока.
1. Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Все на месте? Все готовы к уроку? Что нового в мире?
(небольшие ответы учащихся о том, что читали в
Интернете, видели в «Новостях»)
- А что обещает Гидрометцентр? (морозы)
- Морозы – это неплохо, так как в морозы погибают вредные болезнетворные бактерии и вирусы. Но, к сожалению, некоторые штаммы гриппа устойчивы к морозам. Поэтому необходимо соблюдать кое-какие меры предосторожности, правила. Запишите в тетрадях число, «Классная работа» и подумайте, как обезопасить себя сегодня. Я вам помогу. Я начну предложения, а вы закончите. Выполнив это задание, постарайтесь догадаться, о чём конкретно мы сегодня будем говорить, чему постараемся научиться. Итак…
Чтобы не заболеть гриппом, надо…
Если регулярно проводить профилактику, то…
Карантин в некоторых школах не отменили, поэтому…
Чеснок полезен тем, что…
А вот большое количество лимонного сока вредно, так как….
-Прочитайте, что у вас получилось. ( учащиеся читают свои варианты)
- Кроме темы, что объединяет эти предложения? ( Все они СПП)
- Почему вы так решили? (Простые предложения в них соединены
подчинительными союзами)
- С чего мы начали урок? ( С составления предложений)
- Значит, о чём сегодня речь пойдёт ? ( О союзах в предложениях и текстах)
- Правильно, мы сегодня с вами закрепим знания о союзах как служебной части речи и посмотрим, какую рол играют союзы в нашей речи. И не столько сами союзы, сколько СП, в которых союзы соединяют простые предложения.
3. Работа по теме урока.
А. Формирование четкого представления учащихся о роли союзов в СП через анализ
данного предложения и составления новых; развитие устной монологической речи.
- Вы накануне разделились на 3 группы в зависимости от того, с чем хотите поработать дома и на уроке. И у нас получились группы
теоретиков, практиков и творческих личностей.
Работа всех трёх групп будет сведена к одному главному тезису дня:
Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
М.Шолохов
Каждая группа получает свой тезис дня:
Теоретики: Чтобы быть по-настоящему грамотным, нужно постоянно обращаться к
книгам.
Практики: Наука любит трудолюбивых, ибо труд – это талант.
Творческие личности: Вряд ли я смогу прожить хоть день без книги, потому что
именно книга наполняет мою жизнь содержанием.
- Предположим, что эти тезисы демонстрируют проблемы определённых текстов. Попробуйте выразить своё мнение , аргументировать его, используя СП с сочинительными и подчинительными союзами. Было бы неплохо, если бы вы указали на грамматические и пунктуационные особенности данных предложений. (учащиеся аргументируют , составляют
сложные предложения)
ВЫВОД:
- В своих ответах вы использовали СП. Как это отразилось на речи? Сделайте вывод о роли СП в речи. (СП делают нашу речь более образной, выразительной….)
Б. Развитие умения работать в группах, навыков выполнения заданий подобных ГИА и
ЕГЭ; закрепление теоретических знаний по теме «Союзы»; развитие навыков
использования в речи СП.
- Как образец содержательной речи, содержащей СП, мы послушаем выступление Ченцовой Светланы, нашего юного художника, о творчестве А.Саврасова. Обратите внимание, как красиво и содержательно звучит речь, обогащённая СП.
(выступление ученицы)
- Итак, мы определили роль союзов в тексте. А теперь работаем группами. Этот этап урока направлен на подготовку к серьёзным испытаниям – экзаменам, на которых вам придётся и отвечать устно, и составлять текст на заданную тему, и решать тесты. Поэтому вот вам задания. Ознакомьтесь с ними, и через 2 минуты начнём отчёт по заданиям.
( Теоретики – должны подготовить содержательный рассказ о союзах, знаках препинания в СПП, правописании союзов ,…;
Практики решают тесты и через 2 минуты рассказывают о тех заданиях, которые вызвали затруднения.;
Творческие личности, я предлагаю вам составить свои предложения по репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели» с использованием СП).
(ребята работают 2 минуты)
- Слушаем каждую группу.
ВЫВОД: Так ли действительно необходимо развивать и совершенствовать свою речь, использовать в ней СП? Почему?
Потому что человек с прекрасно развитой речью может рассчитывать на понимание людей и понимать в полной мере то, о чём говорят ему. И в такие моменты он будет абсолютно счастлив. А ещё абсолютное счастье приносит поза «Аист», с которой китайские лекари советуют начинать свой день.
ФИЗМИНУТКА!!!
4. Развитие внимания и навыков работы с текстом; навыков самостоятельной работы;
воспитание толерантности как одного из основного качества современного человека.
- Последний этап урока посвящён работе с текстом. Задания:
Прочитать текст внимательно, вставить на месте пропусков союзы.
Определить проблему текста, главную мысль, позицию автора.
Сформулировать своё отношение к данной проблеме.
(дети читают, вписывают нужные союзы, работают устно)
- Какую проблему поднимает автор текста?
- В какой части текста звучит позиция самого автора?
- Какие основные лексические понятия вы бы выписали? ( терпение, терпимость, сдержанность
толерантность)
- Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ и на каких уроках вы встречались с этим термином?
- Какое предложение в тексте , на ваш взгляд, несёт огромный общечеловеческий – моральный и нравственный - смысл? (последнее)
-Давайте запишем его на доске и посмотрим на его строение – структуру.
( (Даже если ты попросишь прощения), {он уже никогда не будет таким, как прежде},(потому что в его душе останется шрам). )
4. ВЫВОД: Какой вывод по теме нашего урока можно сделать, исходя из данного текста?
5.Домашнее задание:
- Задание на дом вы получите индивидуальное – по группам - , творческое.
Практики –написать сочинение по проблеме данного текста, где выразите свою позицию.
Творческие личности на основе данного текста составьте текст-памятку о том, что значит быть толерантным.
Теоретики – написать сочинение-рассуждение по проблем текста, подобрать 2-3 аргумента – из жизненного и читательского опыта.
Плюс грамматические задания со словарными словами ( разборы).
Единая просьба ко всем : ваши творческие работы должны содержать СП –только с помощью таких упражнений мы сможем довести нашу речь - устную и письменную- ,наш язык до полного совершенства, ибо…
ВЫВОД:…. Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
6. Итоги урока. Выставление оценок.