Данный урок опубликован на образовательной площадке "Мультиурок"
Конспект открытого урока
«…С снежного севера в сторону южную…»
Интегрированный урок: русский язык –география
Тема урока по русскому языку: Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
Тема урока по географии: Реки. Обобщение
Цели для учащихся:
-
На примере материала для обобщения по географии сформировать прочные навыки правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-
-
Научить обучающихся составлять логически правильно ответы на вопросы, делать выводы, работать парами; развивать навыки логического мышления, умения пользоваться алгоритмами при выборе условия написания слов с приставками, чьё правописание зависит от значения; развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, развивать познавательные и творческие способности через разнообразные виды деятельности.
-
Воспитывать интерес к учебным предметам, понимание связи русского языка с другими науками; усидчивость, навыки аккуратного выполнения задания
Цели для учителей МО:
-
Показать особенности работы в классе с немотивированными , слабоуспевающими детьми.
-
Показать роль учителя в процессе овладения знаниями слабых обучающихся;
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Цели для ученика Обучающие: 1. Закрепление навыков правописания приставок при- и пре- 2. Совершенствование орфографических навыков. 3. Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике. 4. Закрепление умения работать с физической картой, с географическими понятиями. Развивающая: Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся. Воспитывающая: Воспитание бережного отношения к слову, толерантности, чувства привязанности к родному краю, гордость Москвой.
|
Цели для учителя Образовательные: закрепить сведения об отличительных значениях приставок при- и пре-; обобщить понятие о строении реки;
Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать со словом, предложением (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация).
Воспитательные: воспитывать интерес к предметам русский язык и география
|
Тип урока Интегрированный, обобщение и закрепление |
Форма урока путешествие |
Опорные понятия, термины Приставка Морфемный состав слова Составные части реки |
Новые понятия |
Формы контроля: Фронтальный опрос |
Домашнее задание
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация 5 минут.
|
Приглашение в путешествие , объявление цели занятия, мотивация |
Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний о приставке как значимой части слова. |
Словесная форма. Игровой прием. Фронтальный опрос. |
Личностные: самоопределение; Регулятив-ные:целеполага-ние; коммуника-тивные: планирование учебного сотрудниче-ства с учителем и сверстниками. |
Психологическийнастрой учителя и учащихся. |
II. Актуализация знаний 10 минут. |
Разбор речевых ситуаций, в которых появляется необходимость вспомнить материал, изученный в 5 классе и дома:
|
Самостоятельно объяснить расположение слов в данных столбиках. |
Иллюстративно-словесный метод.
|
Личност-ные: самопровер-ка, оценивание своего ответа. Познавате-льные: целью выделения признаков. |
Отработка умений различать значения приставок при- и пре- |
III. Практическое применение теоретических сведений В течение урока |
Разбор речевых ситуаций, в которых появляется необходимость вспомнить материал, изученный в 5 классе и дома: 1. Значения приставок ПРЕ-и ПРИ- 2. Части реки |
Умение выделять нужную информацию. Умение применить изученное правило. |
Практический метод.
|
Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходи-мой информации, умение строить речевое высказыва-ние, коммуника-тивные: инициатив-ное сотруд- ничество в поиске и выборе информации. |
Вырабаты-вать уважитель-ное отношение друг к другу, умении работать сам-но |
IV. Минутка прекрасного 3 минуты |
Слушаем песню о Москве, смотрим видео и презентацию о реке Москве, слушаем стихи о реке |
Воспринимают эмоциональную информацию. |
Релакса-ция Здоровье-сберегаю- щая техноло-гия. |
|
|
V. Актуализа-ция знаний. 1) Различение значений приставок пре- и при-
7 минут |
Устанавливает осознанность восприятия. применению новых знаний: задания по русскому языку и фронтальный опрос по географии
|
Самостоятельно выбирают нужную приставку , объясняют значение слова |
Фронталь-ный опрос. |
Регулятив-ные: контроль, оценка, коррекция; познаватель-ные: общеучебные –умение структуриро-вать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексияспособов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. |
Умение грамотно строить предложе-ния. |
VI. Рефлексивно-оценочный этап. 5 минут. |
Организует рефлексию. |
Осуществляют самооценку собственной учебной |
Беседа.
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание. |
Объясняет домашнее задание. |
Слушают и записывают в дневник |
|
|
|
План.
-
Вступительное слово учителя
- Всё на улице бело! Столько снега намело!
А как бы сейчас хотелось очутиться поближе к югу или даже на берегу теплого южного моря. Как называются теплые южные моря России? (Черное, Азовское , Каспийское). Кто был на этих морях? В свое время А.С.Пушкин писал, обращаясь к Чёрному морю : «Прощай, свободная стихия!»
Ну и ладно, мечтать не вредно… Ну а если мечтать не вредно, может, помечтаем?
Я предлагаю совместить полезное с приятным и совершить виртуальное путешествие из Москвы к берегам южного моря, при этом обязательно повысить свой уровень грамотности и решить задачу:
пр.бежать
пр.красный
пр.школьный
пр.поднять
пр.рвать
пр.града
пр.соединить
пр.морский
(слайд1)
- Что общего в этих словах? ( В них пропущена буква в приставке)
- Давайте сформулируем грамматическую тему урока
(Правописание приставок ПРЕ-ПРИ-)
-И нам надо выяснить еще один момент: Как можно добраться до южного моря?
( самолетом, машиной, поездом, автобусом, по реке). Какой способ путешествия выберем? (по реке)
-Тогда нам понадобится помощь учителя географии - Натальи Васильевны.
- Замечательный способ передвижения по воде был изобретён ещё в древние времена, когда люди заметили , что иногда сплавляться по реке получается даже быстрее, чем передвигаться по суше. И мы с вами не просто совершим путешествие, а повторим всё, что знает по теме «Реки».
-
Работа по теме урока
- Итак, капитаном нашего судна буду я, а Наталья Васильевна – навигатор. А вы, ребята , станете пассажирами нашего корабля, если сможете выиграть билетик. Отгадайте, где закралась ошибка
( слайд 2):
-
Загарелый, выросли, подростать, прилогательное, безимянный, прикасаться, каснулись, слажение, расток, Растов, отросль, Растислав, пригарел, зоря, зарянка, басейн, выгарел, разискать, сверхыинтересный, крассовки, хокей , спорцмен.
(РЕБЯТА С МЕСТА УКАЗЫВАЮТ НА ОШИБКУ В СЛОВЕ, УЧИТЕЛЬ ИСПРАВЛЯЕТ ЕЁ)
-Ну что же, вы неплохо справились с заданием. Отдать швартовы! И вперёд!
-Без чего нельзя путешествовать ? (без карты, без плана) Давайте её начертим в дорожном листке , отметив все пункты:
( слайд 3)
1. школа
2. Сетунь
3. река Москва
4. река Ока
5. Волга
6. канал Волгодонской
7. река Дон
8. Азовское море
- Ответьте на вопрос, мои наблюдательные пассажиры, почему некоторые слова записаны с маленькой буквы, а некоторые – с большой?
(с маленькой буквы пишутся имена существительные нарицательные,
а с большой- собственные)
-
Работа по теме урока.
- Мы пробуем выйти из школы. Но тут задача, решить которую помогут ваши знания. Итак, вопросы: ( в конверте на двери)
-Как называется учебное учреждение, в котором вы учитесь? (….)
-Как называется улица, на которой стоит ваше учебное заведение? (Приречная)
-Напишите название улицы правильно и объясните написание.
(пишут, объясняют значение приставки ПРИ-, подбирая примеры :
находящееся вблизи чего-либо ПРИШКОЛЬНЫЙ, ПРИДОРОЖНОЕ, ПРИМОРСКИЙ, ПРИВОКЗАЛЬНЫЙ)
( Заполняем дорожный лист – 1 значение приставки ПРИ-нахождение вблизи)
- Молодцы!
-Вот мы и на берегу реки Сетунь. Сегодня эта река маленькая, почти незаметная, но раньше по ней ходили суда. А куда же дальше? А чтобы путешествие продолжить, необходимо вспомнить, как называются части рек.
(слово Фирсовой Алине и Абрамовой Ане, которые рассказывают о частях реки)
-Значит , Сетунь является притоком какой реки? (Москвы)
А не закралось в слово ПРИТОК орфографическая задача? Почему пишем ПРИ-?
(значение приближения.
- По реке Сетунь мы добрались до реки Москвы.
Мы прибыли в порт. Каждый по-своему добирается до назначенного места.
Приближение рыбы, коня, птицы, человека, машина, шарик, парохода….
(Заполняем дорожный лист – 2 значение приставки ПРИ- приближение)
А какое ещё близкое значение дает нам право писать приставку ПРИ_?
Присоединение. Приводим примеры:
с помощью веревки (ПРИвязать)
с помощью молотка (ПРИбить)
с помощью иголки (ПРИшить)
с помощью клея (ПРИклеить)
с помощью кнопок (ПРИколоть). С помощью слона -…с помощью собаки….
(Заполняем дорожный лист – 3 значение приставки ПРИ- присоединение)
- Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось...
…писал А.С.Пушкин. Многие русские писатели обращались к теме Москвы. А есть ли в русской поэзии стихи о реке Москве?
Александра Емельянова
Москва-река в граните берегов,
Вода темна, а мир вокруг так светел.
Сиянье золота Соборных куполов,
И памятник Петру металлом режет ветер.
Вдоль берегов старинные дома-
Прошедший век спешит тебе навстречу.
Звонят, как прежде, все колокола,
Их благовест сердца и души лечит.
Малютки-пороходики снуют,
Ведь каждый хочет в прошлое вернуться.
Экскурсоводы речь свою ведут,
Да у причалов иностранцы вьются.
Марина Цветаева
Голубые, как небо, воды,
И серебряных две руки.
Мало лет - и четыре года:
Ты и я - у Москвы-реки.
Лодки плыли, гудки гудели,
Распоясанный брёл солдат.
Ребятишки дрались и пели
На отцовский унылый лад.
На ревнителей Бога Марса
Ты тихонько кривила рот.
Ледяными глазами барса
Ты глядела на этот сброд.
Был твой лик среди этих, тёмных,
До сиянья, до блеска - бел.
Не забуду - а ты не вспомнишь -
Как один на тебя глядел.
3.Минутка прекрасного! (слайд 4-видео)
Я приглашаю вас в небольшое путешествие по Москве-реке….
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
фильм под песню «Александра…Александра..»
4. Актуализация знаний
- Отличный вид, замечательный берега, ….ПРЕКРАСНЫЙ обзор…. Прекрасный, неповторимый, замечательный…. Как пишется приставка в слове ПРЕКРАСНЫЙ? Почему?
(значение приставки равно значению ОЧЕНЬ)
( Заполняем дорожный лист – 4 значение приставки - ПРЕ-)
Подобрать примеры: преумный , пресильный, превосходный,
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой –
ПРЕ мы напишем об этом.
- Наш теплоход проплывает мимо красивых русских городов Калуги, Каширы, Коломны. Как вы думаете, могло ли отразиться на названии городов то, что все они стоят на берегу реки Оки?
(сообщение Осокиной Карины о легендах, связанных с названиями городов)
-Прежде чем мы с вами попадем в Волгу, необходимо выполнить задание. Я прочитаю вам предложение, в котором спрятались слова с нашей приставкой. Определите их на слух и запишите:
Я хочу прервать наше путешествие, потому что на пути стоит непреодолимая преграда.
Итак, что получилось? ПРЕРВАТЬ, НЕПРЕОДОЛИМАЯ, ПРЕГРАДА. Какие приставки вы написали в этих словах? Почему? ( Заполняем дорожный лист – 5 значение приставки - ПРЕ-)
Подберите примеры: препятствие, предать, преступник,
- И вот мы на Волге! Красота-то какая! Многие русские поэты воспевали эту реку
Любовь России к ней нетленна.
К ней тянутся душою всей
Кубань и Днепр, Нева и Лена,
и Ангара, и Енисей.
Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка...
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река....
Евгений Евтушенко, Волга, 1958
О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, но утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом всё та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Н.А. Некрасов ( 1821 - 1877/1878)
- Что знаем мы о Волге? (рассказ учащихся о положении Волги, основных отраслях, притоках, )
Вывод: Что такое бассейн реки? Мы с вами живем в бассейне какой реки?
- Дополните предложения:
Мы живём в _________________реки Волги. У Волги есть ______________ : ____________ и _______________. Необыкновенно _________________ просторы __________________ степей. Надо _______________, ________________ к _________________ пейзажам _____________________ лугов, чтобы _________________ к ________________, к истории нашей огромной, бескрайней родины.
(Слова для справок: бассейн, приток, Ока, Кама, прекрасны , приволжские, прислушатьсяприсмотреться, превосходные, прибрежные, приблизиться , природа)
-Почему выделены слова ПРИСМОТРЕТЬСЯ и ПРИСЛУШАТЬСЯ? Что их объединяет?
( Заполняем дорожный лист – 6 значение приставки - ПРИ-) Дополняем примерами
5. Рефлексия
-Итак , у нас получилась полная дорожная карта, в которой мы не только указали пункты нашего путешествия, но и закрепили правила написания приставки ПРЕ- и ПРИ-
-Какие правила написания приставок мы с вами повторили?
- От чего зависит выбор приставки ПРЕ- или ПРИ-?
При- или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
- Все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить нашими правилами?
- Какие слова надо запомнить? (выступление Колосова Д.)
- И вот мы уже через Волгодонской канал попадаем в реку Дон. Что такое канал?
Чем является Дон по отношению к Волге?
Где устье реки Дон?
Куда он впадает?
Какие отрасли развиты здесь? Чем занимаются люди?
- Наше путешествие подходит к концу. Мы прибыли в славный город Ростов-на-Дону, который является своеобразными воротами к Азовскому морю. И здесь нас с вами ждёт итоговая работа, состоящая из двух частей: грамматической и географической. А за качественно выполненную работу каждый из вас получит то, без чего отдых на море невозможен.(конфетку)
Итак, удачи!
Задание № 1:
Составить предложения со словами на доске, записать эти предложения в тетрадь, вставив пропущенные буквы.( 5 минут)
Задание №2:
Ответить на вопросы по географии одним словом ( 3 минут)
6. Подведение итогов урока.
- Какая цель сегодня перед нами была намечена? (закрепить знания о частях реки и о правписании приставок ПРЕ- и ПРИ-) Достигли ли мы ее?
- Вспомните, от чего зависит правописание приставок пре- и при-? (от значения)
- Важно ли нам сегодня, имея огромное разнообразие транспорта, всё же изучать географию? Почему?
7. Оценивание работы учащихся
8. Домашнее задание: ПО ПЛАНУ ОПИСАТЬ РЕКУ,
Заполнить таблицу
Дорожный лист учащегося 6Е класса __________________________________________
Тема путешествия : Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
-
Карта :
Москва
1596
Ростов-на-Дону
а
Чёрное море
мо морем
Каспийское
море
2.
При- приближение |
При- присоединение |
При- неполное действие |
При- вблизи чего-либо |
Пре- = очень |
Пре- =пере- |
|
|
|
|
|
|
3.Записать слова с приставками ПРЕ- или ПРИ- из прочитанного учителем предложения:
____________________________________________________________________________________
4.Дополните предложения:
Мы живём в _________________реки Волги. У Волги есть ______________ : ____________ и _______________. Необыкновенно _________________ просторы __________________ степей. Надо _______________, ________________ к _________________ пейзажам _____________________ лугов, чтобы _________________ к ________________, к истории нашей огромной, бескрайней родины.
(Слова для справок: бассейн, приток, Ока, Кама, прекрасны , приволжские, прислушатьсяприсмотреться, превосходные, прибрежные, приблизиться , природа)
5.ЗАПОМНИТЬ!!!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Составить предложения со словами на доске, записать эти предложения, вставив пропущенные буквы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
-
Написать значения слов
?
|
? |
? |
? |
? |
Пристегнуть Призывник Пришить, Пришвартовать Прибежать |
Пришкольный Привокзальный Приморский Привокзальный |
Пригорок Присесть Приостановиться Приоткрыть Призадуматься |
Премудрый Прехороший Презанятный Прекрасный Прескверный |
Преступник Прервать Преградить Пререкаться Преобразовать |
-
Переписать текст в тетрадь, вставив пропущенные буквы, объяснить условия выбора. Придумать продолжение сказки, используя слова с приставками ПРЕ- и ПРИ-
Пр…катился клубок, пр…остановился. Пр…смотрелся, пр…гляделся Иванушка. Смотрит Иванушка – местность незнакомая. Пр…крикнул он на клубок, а тот пр…спокойненько на месте лежит. Хотел пр…лечь Иванушка, только пр…коснулся к траве, а трава в росе, пр…вскочил Иванушка. Пр…сел на пр…дорожный камень. Пр…томился он от дальней дороги. Пр…задумался. А Иванушка был пр…хорошенький. Не страшны ему никакие пр…грады….