Уроки русского языка

 Данный урок был опубликован на сайте Завуч.инфо

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа ст. Екатериноградской»
Прохладненского района КБР

 

Конспект

 урока  ко Дню знаний в 9 А классе,

посвящённого 450-летию присоединения Кабарды к России

   Навеки С россией

 

Провела классный руководитель    
Кузьменко Е.В.
2 0 0 7

Цель : 

познакомить учащихся с подробностями событий  истории   присоединения Кабарды к России; 

развивать стремление  интересоваться историей своего Отечества, умение работать с историческими материалами, документами;  

умение вести диалог, диспут по определённому вопросу; 

воспитывать чувство патриотизма; 

 

наглядности: 

планшет о Кабардино-Балкарии, стенд «Навеки с Россией».

 План.

  1. Орг.момент.
  2. Вступительное слово учителя о намеченном празднике.
  3. Выступление учеников, подготовивших материал по историческим источникам.
  4. Обращение к высказыванию: «…Время необратимо. Никогда не вернутся люди, жившие до нас. Не произойдут вновь события, участниками и свидетелями которых они были. Но все же история нам иногда дает возможность перебросить мостки в прошлое». О. Опрышко, краевед.
  5. Выступление учеников с материалом:  История Кабардино-Балкарии

1 ученик

Крупным событием в истории края явилось заключение военно-политического союза между Кабардой и Россией в 1557 году. Это обеспечило кабардинцам и балкарцам возможность дальнейшего национального развития, открыло путь к русской культуре и просвещению. Однако история взаимоотношений с Россией не всегда была безоблачной. В результате русско-турецких войн и в соответствии с п. 6 Белградского мирного договора между Россией и Турцией в 1739 г. Кабарда была признана независимым государством. Но в 1774 г. по Кучук - Кайнарджийскому договору между Россией и Турцией Кабарда была включена в состав России. В результате Кавказской войны в XIX веке Кабарда потеряла свою независимость и 4/5 своего населения, которое вынуждено было переселиться в Турцию, Иорданию и Сирию в процессе, получившем название мухаджирства. Так возникла в этих и других странах черкесская диаспора, во много раз превышающая количество кабардинцев, живущих на своей исторической родине. В начале XX века Кабарда и Балкария продолжали оставаться аграрной окраиной России.

     

  20 января 1920 года ВЦИК принял декрет об образовании Горской Автономной Советской Социалистической Республики, в состав которой на правах самостоятельных национально - административных округов вошли Кабарда и Балкария. К середине 1921 года, когда дальнейшее хозяйственное и культурное строительство на Северном Кавказе потребовало расширения прав народов в области национально - государственного строительства, возникла необходимость в предоставлении каждому народу национальной государственности в форме советской автономии.

2 ученик:

    1 сентября 1921 года образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года - единая Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

      Предвоенные годы были наполнены напряженной работой во всех областях экономики и культуры. Была создана промышленность: в крае, где на рубеже веков грамотность едва достигала двух процентов, была создана сеть обще- образовательных школ, средних специальных учебных заведений.
        В период Великой Отечественной войны все жители Кабардино-Балкарии внесли достойный вклад в достижение великой победы. Свыше шестидесяти тысяч посланцев республики храбро сражались с врагами на всех фронтах войны, в партизанских отрядах не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Родина высоко оценила подвиги воинов из Кабардино-Балкарии. Двенадцать тысяч из них удостоены государственных наград, тридцать три человека стали Героями Советского Союза - шестеро - полными кавалерами ордена Славы. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в годы войны, город Нальчик награжден орденом Отечественной войны I степени. И все же для жителей республики радость победы была омрачена репрессией балкарского народа, который в 1944 году был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Эта варварская акция была совершена в то самое время, когда лучшие его сыны проливали кровь свою в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Балкарцы провели в изгнании 13 лет и в 1957 году вернулись на родину.
      28 марта 1957 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской АССР принял Закон "О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР". Декларация о суверенитете была принята Верховным Советом Республики 31 января 1991 года.      1июля 1994 года между Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой подписан Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами Государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики".
        Подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве между Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой, Ставропольским краем, Республикой Дагестан, Республикой Калмыкия, Республикой Ингушетия, Краснодарским краем, городом Москвой, Республикой Абхазия.

3 ученик

История сближения Кабарды и России была начата еще в 15 в., когда Кабарда подвергалась постоянным набегам со стороны турок – османов и искала защиты у соседа. К тому времени Россия сложилась в централизованное государство.

    В ноябре  1552 г. в Москву прибыло первое посольство от адыгов. В его состав входили Машук Кануков, Иван Езбузлуев, Танашаук и др.  Они просили, чтобы «их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопы, а от крымского царя оборонил».

    Иван Грозный (4) направил к адыгам посольство во главе с боярским сыном Андреем Щепотьевым. Он вернулся в Москву в августе 1555 г.

В посольстве, которое прибыло с ним, были: кабардинцы, западные адыги, абазинцы, жанеевцы. Иван 4 пожаловал послов «великим своим жалованием»

И объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

    В июле 1557 г. в Москву прибыло новое посольство во главе с Канклычем Кануковым с той же просьбой, его прислали кабардинские князья Темрюк Идаров и Тазрют. Считается, что вопрос о принятии Кабарды в подданство был принят тогда – 1557г. Об этом рассказал в исторической драме «Навечно» Аскерби Шортанов.

      В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Идарова Гошаней.

В Москве она была крещена и стала русской царицей Марией.

      В центре  г.Нальчика в 1957 г. установлен монумент в ознаменование  400 – летия союза и дружбы Кабарды и России. Монумент представляет собой женщину-горянку в национальном кабардинском костюме, которая держит в руке грамоту о присоединении Кабарды к России.

  1. Чтение учащимися стихотворений К.Кулиева и А. Шогенцукова о Кабардино-Балкарии.
  1. Сообщение из источников сети Интернет (готовили 3 человека)

На протяжении практически всей своей истории Кавказ был объективно вовлечен в геополитические, военно-политические процессы.

Овладеть Кавказом, господствовать в регионе стремились многие сопредельные государства, ставившие перед собой цель – расширение границ своего господства и обеспечение контроля над важнейшими транспортными и торгово-экономическими магистралями. Среди наиболее ранних попыток военно-экономической экспансии в регион можно отнести походы персидских завоевателей

из династии Ахеланидов (5-4 века до н. э.). В                1 в.н.э. большая часть Кавказа оказалась под властью сарматов, в 4 в. – гуннов, в 12 в. началась экспансия арабских халифатов. Последующая история региона связана с господством на Северном Кавказе Хазарского и Половецкого каганатов, в 13 в. – монголо-татарское завоевание.

Кавказ на протяжении длительного времени являлся одним из наиболее уязвимых для безопасности регионов. На протяжении 16-18 веков южные и юго-восточные рубежи представляли собой обширные степные пространства, по которым передвигались многие кочевые народы, несшие смерть и разрушение русским городам и селениям, что подталкивало Россию стремиться к установлению стабильных границ. Наиболее опасными являлись черноморское, кавказское направление: сеть опорных            пунктов Турции (Сухуми, Гагры, Темрюк и другие). На данной территории турками при непосредственном участии крымских татар была развита работорговля. Начиная с 16 века с кавказского побережья Турция и Крымское ханство вывозили более 12 тысяч человек. «На черкесов и кабардинцев нападали турки, крымцы, мурзы Астраханского ханства и Малой Ногайской орды, со всех сторон угрожал им враг, они задыхались в его окружении» - писал Ш. Ногмов (адыгский просветитель). В непрерывных войнах гибли тысячи черкесов и кабардинцев. В Кабарде были люди, давно обратившие взоры на север, на Россию, страну, которая могла противостоять Османской и Крымской экспансии.

В Никоновской летописи 16 века отражено событие той далекой исторической эпохи, приезд в 1552 году в Москву «черкас пятигорских». Прибывшие послы говорили о разорениях, убийствах, опустошениях, о массовом угоне в рабство, которые совершают турки и крымцы. Старший кабардинский князь Машуко Кануков обратился к русскому царю Ивану Грозному с просьбой принять их земли со всем населением в подданство могущественной Руси и защитить их от завоевателей. Но не сразу Кабарда вошла в состав России. Россия вела войну с Ливонским орденом, и у нее еще пока не было сил для ведения войны на юге. По указу Ивана Грозного на Кавказ отправляется дьяк посольского приказа Андрей Щепотьев, получивший приказ «правды их видети». Пробывший два года на Кавказе Андрей Щепотьев видел разоренные крымцами поселения, горе матерей, вдов, потерявших своих близких, узнал о сторонниках и противниках сближения с Россией, познакомился с кавказским гостеприимством и культурой. Вместе с Андреем Щепотьевым в Москву в 1555 году прибыла и группа кабардинских князей во главе с Сибоко Кансауковым. Они заявили, что «готовы вовеки со своими женами и детьми служить России и бороться с ее врагами». А. Щепотьев подтвердил, как много людей «дали правду всей землею» быть верными союзу с Россией. Иван Грозный пожаловал послов «великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

В 1557 году был решен вопрос о подданстве Кабарды в подданство России, сохранилось упоминание об этом событии в Никоновской летописи. «Главный князь Кабарды Темрюк Идаров бьет челом и просит принять кабардинскую землю с ее лесами и реками, горами равнинами в твое, государево, подданство и охранять ее от всяких недругов со всех сторон».

Скорее всего, это был военно-политический союз между двумя сторонами, выгодный им обоим. Сейчас очень многие стремятся оспорить, был ли это военно-политический союз или это было добровольное вхождение, но сама связь кавказских народов с Россией – факт исторически прогрессивный. Россия положила предел крымско-турецким набегам и опустошениям, кроме того, раздробленные и разрозненные народы получили возможность более прогрессивного развития производительных сил, их политические и экономические связи расширились, создались более благоприятные условия для развития культуры.

  1. Брейн-ринг « Как мы знаем историю своей родины»

-Сколько образовательных учреждений в Прохладненском районе?

(26).

-Сколько человек обучается в школах района?  ( 6403 человека).

-Сколько детей посещают детсады? (1681 ребенок).

-Сколько учителей работают в школах Прохладненского района?

(824 педагога).

-Сколько медалистов выпущено в этом году из стен школ Прохладненского района? (18 медалистов).

Второму ряду достались вопросы по Конституции КБР.

-Когда была принята последняя действующая Конституция КБР?

( в 1997 году).

-Что представляет собой Государственный Флаг КБР?

-Как выглядит Государственный герб КБР?

-Что положено в основу Государственного гимна КБР?

(слушаем гимн КБР)

( После ответов зачитываю ст. Конституции №132-134).

   -  Внимание !!! Что думают об этом празднике наши односельчане?

                          ( работа юнкорров класса)

    -  Сейчас в республике идет подготовка  к празднованию    450-летия союза Кабарды и России. Наш корреспондент  Иконникова Юля провела опрос среди  жителей станицы, соседей, родственников, просто знакомых: «Что для Вас означает этот праздник и что Вы о нем знаете?».

 

Г.И.Иванова, домохозяйка:

-  Праздник хороший, добрый. Правильно, что наши народы поддерживают друг друга.

 Ю.А.Курилов,  фермер:

- Россия многонациональная страна, в этом ее сила. Кабарда ничего не потеряла, обретя такого друга. А вообще, мы так привыкли быть вместе, что уже не верится, что были когда-то просто соседи.

С.Черкасова, студентка:

– Из курса истории КБР помню, что Иван Грозный женился на кабардинке и при крещении ее назвали Мария. Это скрепило союз не только двух сердец, но и двух взаимовыгодных партнеров - Кабарду и Россию.

 Т. В. Иванова, пенсионерка:

– Праздник - это всегда хорошо. Я не знаю, что толкнуло Кабарду и  Россию на их объединение, но думаю, никто от этого не пострадал. У нас мирная республика, живем мы дружно, и, я думаю, никто не будет против,  если вся страна опять объединится в огромный Союз.

Евгений К., ученик 11 класса:

- Была война с крымскими захватчиками. Кабарда не справляясь с натиском варваров,  была вынуждена обратиться за помощью к России, чтобы вместе  дать отпор. Это положило начало объединению.

 Дима Семенов, учащийся:

- Мы это в школе проходили, но я уже забыл, с чего там все началось. Главное – мы вместе, а вместе - мы сила!

Третьему ряду задаю вопросы по культуре и литературе.

-Кто были родоначальниками кабардинской и балкарской литературы? (Б.Пачев и К. Мечиев).

-Назовите поэтов и писателей КБР.

( Учащиеся называют Кешокова, Кулиева, Шогенцукова).

7.Заключение. Страница, посвященная Великой Отечественной войне. Отвечают все команды.

-Сколько в КБР Героев Советского Союза? (20 человек).

-Сколько человек награждены орденами и медалями? (12000 ).

-Сколько человек погибло на фронтах из КБР? (32000).

-Когда немцы захватили г.Нальчик? (28 октября 1942 года).

-Сколько месяцев продолжалась оккупация? (5 месяцев).

-Когда был освобожден г.Прохладный? (5 января 1943 года).

-Когда была освобождена КБР? (17 февраля 1943 года).

Подведение итогов викторины .

  1. Вывод : Надо ли изучать историю своего Отечества?  Зачем?

                    Что дало Кабарде  присоединение к России?

                    Должны ли мы продолжать заботу о своей республике ? Как?

                                     Моя республика

 


Республикой милой тебя я зову.Любуюсь я вечной твоей красотою,

А ты называешь   Россию сестрою,

И даришь любовь ей свою.

Встают над тобою красивые зори,

Рассветы чудесные нежно плывут.

Ласкают они твои дивные горы,

В которых легенды и сказки живут.

Поет о тебе свою песню горянка,

Идя торопливо по горной тропе.

Ее поджидает джигит на лужайке,

С любовью целует в твоей красоте.

В стихах о тебе воспевали два друга,

Которые знали тебя с детских лет,

Кулиев Кайсын и Адам Шогенцуков -

Они мне оставили в память свой след.

Любуюсь всегда я твоей красотою,

И песнь о тебе в ней с любовью пою.

Ты жизнь моя стала и стала судьбою -

За это тебя я, родная, люблю.

                                                      В. Шумович                                           

  1. Сообщение из источников сети Интернет (готовили 3 человека)

На протяжении практически всей своей истории Кавказ был объективно вовлечен в геополитические, военно-политические процессы.

Овладеть Кавказом, господствовать в регионе стремились многие сопредельные государства, ставившие перед собой цель – расширение границ своего господства и обеспечение контроля над важнейшими транспортными и торгово-экономическими магистралями. Среди наиболее ранних попыток военно-экономической экспансии в регион можно отнести походы персидских завоевателей

из династии Ахеланидов (5-4 века до н. э.). В                1 в.н.э. большая часть Кавказа оказалась под властью сарматов, в 4 в. – гуннов, в 12 в. началась экспансия арабских халифатов. Последующая история региона связана с господством на Северном Кавказе Хазарского и Половецкого каганатов, в 13 в. – монголо-татарское завоевание.

Кавказ на протяжении длительного времени являлся одним из наиболее уязвимых для безопасности регионов. На протяжении 16-18 веков южные и юго-восточные рубежи представляли собой обширные степные пространства, по которым передвигались многие кочевые народы, несшие смерть и разрушение русским городам и селениям, что подталкивало Россию стремиться к установлению стабильных границ. Наиболее опасными являлись черноморское, кавказское направление: сеть опорных            пунктов Турции (Сухуми, Гагры, Темрюк и другие). На данной территории турками при непосредственном участии крымских татар была развита работорговля. Начиная с 16 века с кавказского побережья Турция и Крымское ханство вывозили более 12 тысяч человек. «На черкесов и кабардинцев нападали турки, крымцы, мурзы Астраханского ханства и Малой Ногайской орды, со всех сторон угрожал им враг, они задыхались в его окружении» - писал Ш. Ногмов (адыгский просветитель). В непрерывных войнах гибли тысячи черкесов и кабардинцев. В Кабарде были люди, давно обратившие взоры на север, на Россию, страну, которая могла противостоять Османской и Крымской экспансии.

В Никоновской летописи 16 века отражено событие той далекой исторической эпохи, приезд в 1552 году в Москву «черкас пятигорских». Прибывшие послы говорили о разорениях, убийствах, опустошениях, о массовом угоне в рабство, которые совершают турки и крымцы. Старший кабардинский князь Машуко Кануков обратился к русскому царю Ивану Грозному с просьбой принять их земли со всем населением в подданство могущественной Руси и защитить их от завоевателей. Но не сразу Кабарда вошла в состав России. Россия вела войну с Ливонским орденом, и у нее еще пока не было сил для ведения войны на юге. По указу Ивана Грозного на Кавказ отправляется дьяк посольского приказа Андрей Щепотьев, получивший приказ «правды их видети». Пробывший два года на Кавказе Андрей Щепотьев видел разоренные крымцами поселения, горе матерей, вдов, потерявших своих близких, узнал о сторонниках и противниках сближения с Россией, познакомился с кавказским гостеприимством и культурой. Вместе с Андреем Щепотьевым в Москву в 1555 году прибыла и группа кабардинских князей во главе с Сибоко Кансауковым. Они заявили, что «готовы вовеки со своими женами и детьми служить России и бороться с ее врагами». А. Щепотьев подтвердил, как много людей «дали правду всей землею» быть верными союзу с Россией. Иван Грозный пожаловал послов «великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

В 1557 году был решен вопрос о подданстве Кабарды в подданство России, сохранилось упоминание об этом событии в Никоновской летописи. «Главный князь Кабарды Темрюк Идаров бьет челом и просит принять кабардинскую землю с ее лесами и реками, горами равнинами в твое, государево, подданство и охранять ее от всяких недругов со всех сторон».

Скорее всего, это был военно-политический союз между двумя сторонами, выгодный им обоим. Сейчас очень многие стремятся оспорить, был ли это военно-политический союз или это было добровольное вхождение, но сама связь кавказских народов с Россией – факт исторически прогрессивный. Россия положила предел крымско-турецким набегам и опустошениям, кроме того, раздробленные и разрозненные народы получили возможность более прогрессивного развития производительных сил, их политические и экономические связи расширились, создались более благоприятные условия для развития культуры.

  1. Брейн-ринг « Как мы знаем историю своей родины»

-Сколько образовательных учреждений в Прохладненском районе?

(26).

-Сколько человек обучается в школах района?  ( 6403 человека).

-Сколько детей посещают детсады? (1681 ребенок).

-Сколько учителей работают в школах Прохладненского района?

(824 педагога).

-Сколько медалистов выпущено в этом году из стен школ Прохладненского района? (18 медалистов).

Второму ряду достались вопросы по Конституции КБР.

-Когда была принята последняя действующая Конституция КБР?

( в 1997 году).

-Что представляет собой Государственный Флаг КБР?

-Как выглядит Государственный герб КБР?

-Что положено в основу Государственного гимна КБР?

(слушаем гимн КБР)

( После ответов зачитываю ст. Конституции №132-134).

   -  Внимание !!! Что думают об этом празднике наши односельчане?

                          ( работа юнкорров класса)

Сейчас в республике идет подготовка  к празднованию         450-летия союза Кабарды и России. Наш корреспондент  Иконникова Юля провела опрос среди  жителей станицы, соседей, родственников, просто знакомых: «Что для Вас означает этот праздник и что Вы о нем знаете?».

Г.И.Иванова, домохозяйка:

-  Праздник хороший, добрый. Правильно, что наши народы поддерживают друг друга.

 Ю.А.Курилов,  фермер:

- Россия многонациональная страна, в этом ее сила. Кабарда ничего не потеряла, обретя такого друга. А вообще, мы так привыкли быть вместе, что уже не верится, что были когда-то просто соседи.

 С.Черкасова, студентка:

– Из курса истории КБР помню, что Иван Грозный женился на кабардинке и при крещении ее назвали Мария. Это скрепило союз не только двух сердец, но и двух взаимовыгодных партнеров - Кабарду и Россию.

 Т. В. Иванова, пенсионерка:

– Праздник - это всегда хорошо. Я не знаю, что толкнуло Кабарду и  Россию на их объединение, но думаю, никто от этого не пострадал. У нас мирная республика, живем мы дружно, и, я думаю, никто не будет против,  если вся страна опять объединится в огромный Союз.

Евгений К., ученик 11 класса:

- Была война с крымскими захватчиками. Кабарда не справляясь с натиском варваров,  была вынуждена обратиться за помощью к России, чтобы вместе  дать отпор. Это положило начало объединению.

 Дима Семенов, учащийся:

- Мы это в школе проходили, но я уже забыл, с чего там все началось. Главное – мы вместе, а вместе - мы сила!

Третьему ряду задаю вопросы по культуре и литературе.

-Кто были родоначальниками кабардинской и балкарской литературы? (Б.Пачев и К. Мечиев).

-Назовите поэтов и писателей КБР.

( Учащиеся называют Кешокова, Кулиева, Шогенцукова).

Заключение. Страница, посвященная Великой Отечественной войне. Отвечают все команды.

-Сколько в КБР Героев Советского Союза? (20 человек).

-Сколько человек награждены орденами и медалями? (12000 ).

-Сколько человек погибло на фронтах из КБР? (32000).

-Когда немцы захватили г.Нальчик? (28 октября 1942 года).

-Сколько месяцев продолжалась оккупация? (5 месяцев).

-Когда был освобожден г.Прохладный? (5 января 1943 года).

-Когда была освобождена КБР? (17 февраля 1943 года).

Подведение итогов викторины .

  1. Вывод : Надо ли изучать историю своего Отечества? Зачем?

                    Что дало Кабарде  присоединение к России?

                    Должны ли мы продолжать заботу о своей республике ? Как?

                             

   История КБР

На протяжении практически всей своей истории Кавказ был объективно вовлечен в геополитические, военно-политические процессы.

Овладеть Кавказом, господствовать в регионе стремились многие сопредельные государства, ставившие перед собой цель – расширение границ своего господства и обеспечение контроля над важнейшими транспортными и торгово-экономическими магистралями. Среди наиболее ранних попыток военно-экономической экспансии в регион можно отнести походы персидских завоевателей

из династии Ахеланидов (5-4 века до н. э.). В                1 в.н.э. большая часть Кавказа оказалась под властью сарматов, в 4 в. – гуннов, в 12 в. началась экспансия арабских халифатов. Последующая история региона связана с господством на Северном Кавказе Хазарского и Половецкого каганатов, в 13 в. – монголо-татарское завоевание.

Кавказ на протяжении длительного времени являлся одним из наиболее уязвимых для безопасности регионов. На протяжении 16-18 веков южные и юго-восточные рубежи представляли собой обширные степные пространства, по которым передвигались многие кочевые народы, несшие смерть и разрушение русским городам и селениям, что подталкивало Россию стремиться к установлению стабильных границ. Наиболее опасными являлись черноморское, кавказское направление: сеть опорных            пунктов Турции (Сухуми, Гагры, Темрюк и другие). На данной территории турками при непосредственном участии крымских татар была развита работорговля. Начиная с 16 века с кавказского побережья Турция и Крымское ханство вывозили более 12 тысяч человек. «На черкесов и кабардинцев нападали турки, крымцы, мурзы Астраханского ханства и Малой Ногайской орды, со всех сторон угрожал им враг, они задыхались в его окружении» - писал Ш. Ногмов (адыгский просветитель). В непрерывных войнах гибли тысячи черкесов и кабардинцев. В Кабарде были люди, давно обратившие взоры на север, на Россию, страну, которая могла противостоять Османской и Крымской экспансии.

В Никоновской летописи 16 века отражено событие той далекой исторической эпохи, приезд в 1552 году в Москву «черкас пятигорских». Прибывшие послы говорили о разорениях, убийствах, опустошениях, о массовом угоне в рабство, которые совершают турки и крымцы. Старший кабардинский князь Машуко Кануков обратился к русскому царю Ивану Грозному с просьбой принять их земли со всем населением в подданство могущественной Руси и защитить их от завоевателей. Но не сразу Кабарда вошла в состав России. Россия вела войну с Ливонским орденом, и у нее еще пока не было сил для ведения войны на юге. По указу Ивана Грозного на Кавказ отправляется дьяк посольского приказа Андрей Щепотьев, получивший приказ «правды их видети». Пробывший два года на Кавказе Андрей Щепотьев видел разоренные крымцами поселения, горе матерей, вдов, потерявших своих близких, узнал о сторонниках и противниках сближения с Россией, познакомился с кавказским гостеприимством и культурой. Вместе с Андреем Щепотьевым в Москву в 1555 году прибыла и группа кабардинских князей во главе с Сибоко Кансауковым. Они заявили, что «готовы вовеки со своими женами и детьми служить России и бороться с ее врагами». А. Щепотьев подтвердил, как много людей «дали правду всей землею» быть верными союзу с Россией. Иван Грозный пожаловал послов «великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

В 1557 году был решен вопрос о подданстве Кабарды в подданство России, сохранилось упоминание об этом событии в Никоновской летописи. «Главный князь Кабарды Темрюк Идаров бьет челом и просит принять кабардинскую землю с ее лесами и реками, горами равнинами в твое, государево, подданство и охранять ее от всяких недругов со всех сторон».

Скорее всего, это был военно-политический союз между двумя сторонами, выгодный им обоим. Сейчас очень многие стремятся оспорить, был ли это военно-политический союз или это было добровольное вхождение, но сама связь кавказских народов с Россией – факт исторически прогрессивный. Россия положила предел крымско-турецким набегам и опустошениям, кроме того, раздробленные и разрозненные народы получили возможность более прогрессивного развития производительных сил, их политические и экономические связи расширились, создались более благоприятные условия для развития культуры.

    1 сентября 1921 года образована Кабардинская автономная область в составе РСФСР, а в январе 1922 года - единая Кабардино-Балкарская Автономная область, преобразованная в 1936 году в Кабардино-Балкарскую Автономную Советскую Социалистическую Республику.

      Предвоенные годы были наполнены напряженной работой во всех областях экономики и культуры. Была создана промышленность: в крае, где на рубеже веков грамотность едва достигала двух процентов, была создана сеть обще- образовательных школ, средних специальных учебных заведений.
        В период Великой Отечественной войны все жители Кабардино-Балкарии внесли достойный вклад в достижение великой победы. Свыше шестидесяти тысяч посланцев республики храбро сражались с врагами на всех фронтах войны, в партизанских отрядах не только внутри страны, но и далеко за ее пределами. Родина высоко оценила подвиги воинов из Кабардино-Балкарии. Двенадцать тысяч из них удостоены государственных наград, тридцать три человека стали Героями Советского Союза - шестеро - полными кавалерами ордена Славы. За мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы в годы войны, город Нальчик награжден орденом Отечественной войны I степени. И все же для жителей республики радость победы была омрачена репрессией балкарского народа, который в 1944 году был депортирован в Среднюю Азию и Казахстан. Эта варварская акция была совершена в то самое время, когда лучшие его сыны проливали кровь свою в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Балкарцы провели в изгнании 13 лет и в 1957 году вернулись на родину.
      28 марта 1957 года Верховный Совет Кабардино-Балкарской АССР принял Закон "О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР". Декларация о суверенитете была принята Верховным Советом Республики 31 января 1991 года.      1июля 1994 года между Российской Федерацией и Кабардино-Балкарской Республикой подписан Договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами Государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики".
        Подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве между Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Адыгея, Карачаево-Черкесской Республикой, Ставропольским краем, Республикой Дагестан, Республикой Калмыкия, Республикой Ингушетия, Краснодарским краем, городом Москвой, Республикой Абхазия.

  История сближения Кабарды и России была начата еще в 15 в., когда Кабарда подвергалась постоянным набегам со стороны турок – османов и искала защиты у соседа. К тому времени Россия сложилась в централизованное государство.

    В ноябре  1552 г. в Москву прибыло первое посольство от адыгов. В его состав входили Машук Кануков, Иван Езбузлуев, Танашаук и др.  Они просили, чтобы «их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопы, а от крымского царя оборонил».

    Иван Грозный (4) направил к адыгам посольство во главе с боярским сыном Андреем Щепотьевым. Он вернулся в Москву в августе 1555 г.

В посольстве, которое прибыло с ним, были: кабардинцы, западные адыги, абазинцы, жанеевцы. Иван 4 пожаловал послов «великим своим жалованием»

И объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

    В июле 1557 г. в Москву прибыло новое посольство во главе с Канклычем Кануковым с той же просьбой, его прислали кабардинские князья Темрюк Идаров и Тазрют. Считается, что вопрос о принятии Кабарды в подданство был принят тогда – 1557г. Об этом рассказал в исторической драме «Навечно» Аскерби Шортанов.

      В 1561 г. Иван Грозный женился на дочери Темрюка Идарова Гошаней.

В Москве она была крещена и стала русской царицей Марией.

      В центре  г.Нальчика в 1957 г. установлен монумент в ознаменование  400 – летия союза и дружбы Кабарды и России. Монумент представляет собой женщину-горянку в национальном кабардинском костюме, которая держит в руке грамоту о присоединении Кабарды к России.

« Гадать можно только о будущем.   Прошлое есть данность,

в которой  уже  нет   места   возможному».

                      А.Блок

письмо

Дорогие ребята!

Жизнь людей за последнее столетие существенно изменилась, но от этого не стала лучше, чище, благороднее. Отвыкли мы от волшебного ощущения беседы с помощью «письмеца в конверте», которое мы читаем, перечитываем и бережно храним долгие годы.

Зачем выражать свою индивидуальность? Нам бы попроще, пояснее и побыстрее. Заняты мы. Электронные послания заменили все виды переписки. Они чаще всего бывают с ошибками клавиатурного набора, иногда написаны просто так, неизвестно кому, развлечения ради.

«Hello, пристрой братишку моего. Проблем не будет. Пока».

 

 

 Связь кавказских народов с Россией - факт исторически прогрессивный

«…Время необратимо. Никогда не вернутся люди, жившие до нас. Не произойдут вновь события, участниками и свидетелями которых они были. Но все же история нам иногда дает возможность перебросить мостки в прошлое».

О. Опрышко, краевед.

На протяжении практически всей своей истории Кавказ был объективно вовлечен в геополитические, военно-политические процессы.

Овладеть Кавказом, господствовать в регионе стремились многие сопредельные государства, ставившие перед собой цель – расширение границ своего господства и обеспечение контроля над важнейшими транспортными и торгово-экономическими магистралями. Среди наиболее ранних попыток военно-экономической экспансии в регион можно отнести походы персидских завоевателей из династии Ахеланидов (5-4 века до н. э.). В                1 в.н.э. большая часть Кавказа оказалась под властью сарматов, в 4 в. – гуннов, в 12 в. началась экспансия арабских халифатов. Последующая история региона связана с господством на Северном Кавказе Хазарского и Половецкого каганатов, в 13 в. – монголо-татарское завоевание.

Кавказ на протяжении длительного времени являлся одним из наиболее уязвимых для безопасности регионов. На протяжении 16-18 веков южные и юго-восточные рубежи представляли собой обширные степные пространства, по которым передвигались многие кочевые народы, несшие смерть и разрушение русским городам и селениям, что подталкивало Россию стремиться к установлению стабильных границ. Наиболее опасными являлись черноморское, кавказское направление: сеть опорных            пунктов Турции (Сухуми, Гагры, Темрюк и другие). На данной территории турками при непосредственном участии крымских татар была развита работорговля. Начиная с 16 века с кавказского побережья Турция и Крымское ханство вывозили более 12 тысяч человек. «На черкесов и кабардинцев нападали турки, крымцы, мурзы Астраханского ханства и Малой Ногайской орды, со всех сторон угрожал им враг, они задыхались в его окружении» - писал Ш. Ногмов (адыгский просветитель). В непрерывных войнах гибли тысячи черкесов и кабардинцев. В Кабарде были люди, давно обратившие взоры на север, на Россию, страну, которая могла противостоять Османской и Крымской экспансии.

В Никоновской летописи 16 века отражено событие той далекой исторической эпохи, приезд в 1552 году в Москву «черкас пятигорских». Прибывшие послы говорили о разорениях, убийствах, опустошениях, о массовом угоне в рабство, которые совершают турки и крымцы. Старший кабардинский князь Машуко Кануков обратился к русскому царю Ивану Грозному с просьбой принять их земли со всем населением в подданство могущественной Руси и защитить их от завоевателей. Но не сразу Кабарда вошла в состав России. Россия вела войну с Ливонским орденом, и у нее еще пока не было сил для ведения войны на юге. По указу Ивана Грозного на Кавказ отправляется дьяк посольского приказа Андрей Щепотьев, получивший приказ «правды их видети». Пробывший два года на Кавказе Андрей Щепотьев видел разоренные крымцами поселения, горе матерей, вдов, потерявших своих близких, узнал о сторонниках и противниках сближения с Россией, познакомился с кавказским гостеприимством и культурой. Вместе с Андреем Щепотьевым в Москву в 1555 году прибыла и группа кабардинских князей во главе с Сибоко Кансауковым. Они заявили, что «готовы вовеки со своими женами и детьми служить России и бороться с ее врагами». А. Щепотьев подтвердил, как много людей «дали правду всей землею» быть верными союзу с Россией. Иван Грозный пожаловал послов «великим своим жалованием» и объявил им, что они приняты в вечное подданство России.

В 1557 году был решен вопрос о подданстве Кабарды в подданство России, сохранилось упоминание об этом событии в Никоновской летописи. «Главный князь Кабарды Темрюк Идаров бьет челом и просит принять кабардинскую землю с ее лесами и реками, горами равнинами в твое, государево, подданство и охранять ее от всяких недругов со всех сторон».

Скорее всего, это был военно-политический союз между двумя сторонами, выгодный им обоим. Сейчас очень многие стремятся оспорить, был ли это военно-политический союз или это было добровольное вхождение, но сама связь кавказских народов с Россией – факт исторически прогрессивный. Россия положила предел крымско-турецким набегам и опустошениям, кроме того, раздробленные и разрозненные народы получили возможность более прогрессивного развития производительных сил, их политические и экономические связи расширились, создались более благоприятные условия для развития культуры

Что же должны рассказывать ребенку родители об алкоголизме, наркомании, табакокурении.

В первую очередь, нужно правильно подобрать момент для беседы. Например, когда при совместном просмотре TV показывают сцены употребления алкоголя, курения или наркотиков, чем в ситуации, когда подросток поздно пришел домой, а вы почувствовали запах сигарет, алкоголя и т.д. Вы тут же начинаете “учить его жизни”. В таких ситуациях он не станет даже слушать, потому что будет настроен к Вам негативно и может спровоцировать уход из дома и т.д. Много информации подростки получают через СМИ, TV, и часто у них создается привлекательный образ людей, употребляющих алкоголь, курят и т.д. Но в реальном мире таких супергероев мало.

Пример:

Ковбой, рекламирующий “Мальборо”. На экране он супергерой, пыхтит сигаретой, говорит, что они безвредны для организма. А в конце своей жизни подает на компанию, выпускающую сигареты в суд, из-за того, что его здоровью нанесен непоправимый вред, заработал рак гортани. Употребление алкоголя, наркотиков, сигарет притупляет разум, координацию движения, поэтому не способствуют быстрому решению проблем. Тем более, что курение, употребление алкоголя, наркотиков и даже курение – это нарушение закона, и дети должны это осознавать.

Вы должны внушить детям, что отсутствие пристрастия к алкоголю, курению, наркотикам помогает найти хороших преданных друзей, занять лучшее положение в обществе. А для этого дети должны научиться правильно общаться, уметь работать в коллективе, выбирать друзей, не имеющих зависимости от чего-либо.

Ученые доказали, что взгляды большинства взрослых людей на употребление спиртных напитков, наркотиков сходны с взглядами их родителей. Следовательно, если подросток видит, как отец или мать пьет, курит, то и сам начинает вести такой образ жизни.

Иногда непьющие родители ошибочно считают излишним объяснять детям свои принципы, отношение к вредным привычкам, но одного личного примера оказывается недостаточно.

Используя некоторые приемы, вы можете дать подросткам хорошие модели поведения на вечеринках или семейном празднике:

Никогда не фиксируйте внимание гостей на алкогольных напитках и их употреблении.

Не заставляйте принимать спиртные напитки.

Не предлагайте тем, кто находится за рулем.

Как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение и помочь ему сказать “НЕТ” алкоголю и наркотикам.

Дети всех возрастов готовы говорить с родителями, которые могут рассказать им об алкоголе, табаке, наркотиках. Для этого нужен определенный вид родительского искусства: умение давать советы и подталкивать к выбору верного решения, а также отвечать на поставленные вопросы, не блокируя доверительного общения. Выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы. Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей. Между прочим, опыт их применения может помочь и в общении со взрослыми.

Что касается прав и обязанностей учеников в организации самоуправления в школе, то, они должны быть закреплены и изложены в соответствующих внутришкольных нормативных актах.

В частности, школьники должны иметь права избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления класса, школы, участвовать в разработке и обсуждении документов, материалов по самоуправлению, представлять ученический коллектив в общественных организациях и органах власти, присутствовать на заседаниях совета школы и др.

Наверное, в каждой школе, исходя из сложившихся традиций и опыта социальной активности, разработаны конкретные документы, содержащие права и обязанности учащихся на самоуправление

Запомни: правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив.

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах и потребностях.

Любовь - одно из древнейших и наиболее уважаемых чувчтв, не стесняйся ее.

Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них.

Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Будь смел.

Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

 Кодекс чести старшеклассника:

Честь- это нравственное достоинство человека, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.

Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряется уровень и степень развития личности, ее сила и своеобразие.

Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат деятельности самостроительства и самовоспитания.

Человек Чести имеет высокие убеждения и твердые принципы.

Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждых.

Уважай историю своего народа и своих предков, защищай ценности своего школьного коллектива, укрепляй и развивай его традиции.

Среди людей чести всегда высоко ценится ум, образованность и интеллигентность.

Отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.

Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение.

Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко, как честь. Береги честь смолоду и помни слова великого Пушкина:

Самостоянье человека -

Залог величия его!

Мерой воспитанности является интеллигентность - антипод хамству, невежеству, жлобству.

Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать и уметь больше никогда не вредно.

Развивай в себе незаурядность.

Дорожи доверием своих друзей, береги чужие тайны.

Понятие чести ученика  Екатер. средней школы

Люби свою Родину, помни, откуда ты родом.

Свято береги и приумножай традиции своего народа, страны и школы.

Дорожи честью школы, заботься о ее добром имени.

Повседневными поступками содействуй упрочнению своего человеческого достоинства.

Будь милосерден к инвалидам, престарелым и всем, кто нуждается в помощи.

Будь нетерпим к проявлениям ханжества, лжи, цинизма и школьной дедовщины.

Кодекс чести старшеклассника

Честь - это нравственное достоинство, его доблесть и честность, благородство души и чистая совесть.

Честь и достоинство - величайшие ценности. Ими измеряется уровень и степень развития личности, ее сила и своеобразие.

Честь и достоинство не даются нам от природы, они результат длительного самостроительства и самовоспитания. Хочешь быть назван человеком ЧЕСТИ - будь им.

Человек чести имеет высокие убеждения и твердые принципы. Он руководствуется идеалами, а не идолами; он не подражает большинству только потому, что оно большинство, а сохраняет среди людей свою индивидуальность.

Человек не может жить один, но жить за счет других бесчестно и безнравственно. На несчастии людей своего счастья не построишь.

Школа - наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров и судеб. Честь школы складывается из личных достоинств каждого. Дорожи честью школьного братства, как своей собственной.

Наши люди почитают святыни Отечества, уважают историю своего народа и своих предков, защищают ценности своего школьного коллектива, укрепляют и развивают его традиции.

Среди людей чести всегда высоко ценится ум, образованность, интеллигентность. Человек постоянно стремится к знаниям, потому что он человек. Ему важна гармония ума и чувства, слова и дела.

Уровень развития личности хорошо проявляется во взаимоотношениях полов. В нашей школе отношения юношей и девушек регулируются критериями искренности и моральной чистоты, чести и достоинства.

Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурные поступки и поведение. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком чести.

Социально активная личность старается делать вокруг себя лучше. Если есть силы и решимость - улучшай жизнь, нет - оставайся, по крайней мере, порядочным человеком.

Ничто не обретается так трудно и не теряется так легко,  как Честь.

Вся система самоуправления должна стоять на страже гарантий, обеспечивающих реализацию учеником своих прав и обязанностей. В настоящее время каждое учебное заведение имеет право разрабатывать свой основополагающий документ - устав, в котором, исходя из специфики, опыта работы, типа школы определяются задачи, функции и содержание ученического самоуправления.

ЛИХАЧЁВ

Вооружайтесь знаниями. «Знание - сила». Искусство недоступно бессильному.

Д.С.Лихачев

         ......................................................................................................

Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по стране и чужим странам.

Академик Лихачев

…………………………………………………………………

      Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель.

Д.С. Лихачев

……………………………………………………………….

     Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Д.С. Лихачев

За свою жизнь, короткую или долгую, человек делает для себя много открытий. Открывать мир нам помогают удивительные люди – художники, ученые, писатели, поэты. Перед вами портреты «великого гражданина» России Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека высокой нравственности и морали, большого ученого, которому никогда не была безразлична судьба своей страны. На уроке вы откроете для себя личность этого великого ученого и исследователя, узнаете, что такое интеллигентность, и почему она залог личного счастья человека. Что значит быть красивым человеком?  

За свою жизнь, короткую или долгую, человек делает для себя много открытий. Открывать мир нам помогают удивительные люди – художники, ученые, писатели, поэты. Перед вами портреты «великого гражданина» России Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека высокой нравственности и морали, большого ученого, которому никогда не была безразлична судьба своей страны. На уроке вы откроете для себя личность этого великого ученого и исследователя, узнаете, что такое интеллигентность, и почему она залог личного счастья человека. Что значит быть красивым человеком? Почему искусство недоступно бессильным? Как подготовиться к путешествию, чтобы поездка оставила неизгладимое впечатление на всю жизнь?

Вы познакомитесь сегодня с удивительной книгой  академика Лихачева, обращенной к вам, молодые люди, старшеклассники – это «Письма о добром и прекрасном». Она написана для того, чтобы показать, какими моральными  и нравственными качествами должен обладать духовно красивый человек.

Книга учит нас, что нужно делать, чтобы совершенствовать личность, чтобы быть интересным окружающим. И главные качества, по мнению ученого, - честь, совесть, интеллигентность.

 

«Я старый петербуржец – ленинградец. Я родился в Петербурге, и там же родились мои родители, прародители. С XVIII века предки мои жили в Петербурге.

Мне с детства внушали, как красива Нева. Как торжественен центр Невы, как торжественен на Неве ход ладожского  льда, какую пышность придает городу игла Петропавловской крепости…

Что центр Невы в самом ее широком месте красив – спору нет. Но почему-то это центр навевает на меня тоску. Это одно из самых печальных и тоскливых мест в городе, особенно когда от Зимней канавки смотришь на Петропавловскую крепость. Сердце сжимается тоской. Может быть, я с детства слышал об узниках крепости, и особенное впечатление на меня произвела в детстве ужасная легенда о княжне Таракановой, затопленной в своей камере ворвавшимся наводнением?

А как хороши в Ленинграде более интимные места – особенно каналы! Что может быть красивее удивительных уголков, открывающихся, когда гуляешь по Мойке (например, у последней квартиры Пушкина), по каналу Грибоедова (особенно у мостика с грифонами), по Крюкову каналу (вспомните о колокольне, построенной Чевакинским у «Николы Морского»), по Фонтанке. Одно из красивейших мест в Ленинграде – Новая Голландия и особенно ворота в ней Деламота (хочется сказать «врата»), впускающие в себя канал, по которому подвозили товары на склады. Я особенно люблю канал Грибоедова, где в строгой планировке улиц он делает извив. Напоминающий латинскую букву «S»: посмотришь вперед – канал с чудесным мостом через него. Посмотришь назад – опять тот же канал. Канал вносит оживление и беспорядок в казенный порядок улиц, и не случайно Достоевский сделал эти улицы местом действия романа «Преступление и наказание». Рассуждения Раскольникова мнимо упорядочивают жизнь, а она на самом деле течет по своим законам. Вода в канале течет, как жизнь».

-  Д.С. Лихачев скончался 30 сентября 1999 года.

И только после его смерти пришло небывалое общественное признание. В годы своей научной зрелости Д.С. Лихачев был гонимым и мало кому известным ученым – древником (так называли с пренебрежением ученых, занимающихся древнерусской литературой). И только в 80 лет, на закате жизни, многие узнали о его научной и гражданской деятельности.

Расходились массовые тиражи «Слова о полку Игореве», но мало кто помнил, как приходилось Лихачеву защищать подлинность этого замечательного памятника XII века. Сейчас трудно представить, что поколение русских людей лишь смутно знали имена преподобных Максима Грека, Епифания Премудрого и даже Андрея Рублева. Имена подвижников и просветителей Руси и величие русского церковного искусства открывались тем, кто был далек от Церкви, именно в книгах Д.С. Лихачева. Хочется напомнить, как 24 мая 1999 года, в день святых Мефодия и Кирилла Дмитрий Сергеевич выступил по всесоюзному радио в передаче… «Пионерская зорька». Всем школьникам страны он рассказывал в эфире о церковной основе нашего языка и о том, что нужно изучать церковно-славянский язык, о христианской нравственности и вечной красоте…Дмитрий Сергеевич Лихачев настаивал  на необходимости преподавать Закон Божий в школе. Он публично выступал за возвращение Церкви храмов и монастырей, прежде всего – Соловков и Ваалама; он направлял немалые средства Фонда культуры, будучи его председателем, на восстановление храмов.

В юности Лихачев был политическим заключенным Соловецкого лагеря и сохранил не только память об ужасах ГУЛАГа, но пронес в душе любовь к Соловкам как к святому для каждого православного человека месту. Если вы хотите прочитать об этой странице жизни ученого, обратитесь к материалам стенда.

Письмо второе. «Молодость – вся жизнь» . Дмитрий Сергеевич пишет: «Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире; и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость и дружба постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближений. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.

И еще. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы…Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как важно это для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!»

      Д.С. Лихачев утверждал, что «нация, которая не ценит интеллигентность, обречена на гибель». «Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образование: так сложились обстоятельства? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди друзей, родных?

Нет, нет и нет» - отвечает Д.Лихачев. – Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Обратимся к письму седьмому «Человек должен быть интеллигентен». «И, прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго…»

В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро…

Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование…много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем, можно иметь все это и быть не интеллигентным и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)

Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.

Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.

Социальный долг человека - быть интеллигентным. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему…

Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой великое счастье».

Дмитрий Сергеевич советовал: «Исходный и наилучший учитель в понимании искусства – народное творчество…песня, глубокая по своему содержанию, деревянное зодчество на Севере, крестьянские правила вежливости, прекрасные русские свадебные обряды, обряд приема гостей, общей семейной крестьянской трапезы, сложных трудовых обычаев…Народное искусство учит и является основой многих современных художественных произведений».

Письмо шестое. Цель и самооценка

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага - он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.

Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждается в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая - неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности - огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции - огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина - опять огорчение, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только "принципом".

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей Вселенной.

Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, - явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности. В этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.

Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно "лучше других". И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи - это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится - другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен.

Дмитрий Лихачев

Письма о добром, Санкт-Петербург, Издательство «Нотабене», 1994, с.26 –28).

Молодость – вся жизнь.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними . Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые . Подлинные друзья приобретаются в молодости . Я помню, что и у моей матери настоящие друзья остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь , ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному, Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость . А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий… Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные – усложнят ее и затруднят. И еще. Есть русская пословица: "Береги честь смолоду". В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Самое большое.

А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую нужно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое , как я уже говорил, начинается с мелочей , зарождается в детстве и в близком.

Ребенок любит сбою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим.

Большая цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной . Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, во всем восторгающаяся и поощряющая своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму...

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без, доброты – хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому и хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и, прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями; «Большое в малом», «Молодость – всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

  Уметь спорить с достоинством.

В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.

В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и... самоуважение.

Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет вы слушать своего, противника, стремится: противника «перекричать», испугать обвинениями, - это пустой человек, и спор его пустой.

Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?

Прежде всего он внимательно выслушает своего противника – человека, который не согласен с его мнением! Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задаст ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и, переспросит, это ли утверждает его противник.

Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не может возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; и 3) спорящий, слушая и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно) уточнить свои позиции в споре.

В дальнейшем, возражая, никогда не слёдуёт прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой и т. д.); 3). Не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тёзиса противника, либо до признания правоты противника.

На последнем своем утверждении я хочу Остановиться особо.

Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.

Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим показываете, как дорога вас истина. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.

Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших, общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).

Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т.д.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ

Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть — иначе будет не жизнь, а прозябание.

Надо иметь и принципы в жизни. Хорошо их даже изложить в дневнике, но чтобы дневник был «настоящим», его никому нельзя показывать — писать для себя.

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.

Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже... Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку — лучше, чем юлить и врать.

Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали,

 Вранье всегда видно. У людей особое чувство подсказывает — врут им или говорят правду. Но нет доказательств, а чаще — не хочется связываться...

Природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена. Природа созидательна, она создала нас, поэтому мы должны в нашей жизни поддерживать эту созидательную тенденцию, творчество и ни в коем случае не поддерживать всего разрушительного, что есть в жизни. Как это понимать, как прилагать к своей жизни, на это должен отвечать каждый человек индивидуально, применительно к своим способностям, своим интересам и т.д.

Но жить нужно, созидая, поддерживать созидательность в жизни. Жизнь разнообразна, следовательно, и созидание разнообразно, и наши устремления к созидательности в жизни должны быть тоже разнообразны по мере наших способностей и склонностей. Как вы считаете?

В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведем отсчет, как ведем отсчет высоты от уровня моря.

Точка отсчета. Так вот, задача каждого человека и в крупном, и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. И свое личное счастье тоже не остается вне этих забот. Но главным образом — окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. А, кроме того, это значит, повышать уровень счастья своей страны и всего человечества, в конце концов.

Способы различные, но для каждого что-то доступно. Если не доступно решение государственных вопросов, что повышает всегда уровень счастья, если они мудро решаются, то повысить этот уровень счастья можно в пределах своего рабочего окружения, в пределах своей школы, в кругу своих друзей и товарищей. У каждого есть такая возможность.

Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя. Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. Вот это и есть творчество. Творчество — оно беспрерывно. Так что жизнь — это и есть вечное созидание. Человек рождается и оставляет по себе память. Какую он оставит по себе память? Об этом нужно заботиться уже не только с определенного возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. И вот очень важно, какую память он о себе оставляет.

 К А З А Ч Е С Т В О

Гордиться славою своих    предков  не  только  можно,    но и должно.

                                                                              А.С.Пушкин

Рассказ мой пойдёт о многочисленном народе, который внёс огромный вклад в развитие не только моей станицы, но и Кабардино-Балкарии, а также сыграл большую роль в становлении добрососедских отношений между различными нациями, населяющими республику. И этот народ - казаки. Как гордо  звучит это слово тюрского происхождения. В переводе на русский язык оно означает «вольный», «свободный». И действительно, казачество- это мужество, героизм, преданность Родине. Но казаки  не просто народность, а межнациональная общность людей, объединённых общими традициями, обычаями, обрядами. Все эти ценности казака, а именно свободолюбие, верность Отчизне, воспеваются в казачьем гимне:

Между серыми камнями

По ущельям, среди скал

Серебристыми волнами

Бурый Терек пробегал.

Важную роль в общественно- культурной жизни казаков играл фольклор. Песенный фольклор несёт на себе и сегодня сильнейший отпечаток традиционно складывающегося многочисленными десятилетиями способов хозяйствования, бытовых основ, социальных и семейных взаимоотношений общего характера культуры. Соседство и общение с горцами сопровождались у казаков заимствованием некоторых обычаев, обрядов, бытовых элементов, танцев. Например, из русских и украинских танцев знали «Казачок», «Журавль», а из европейских - кадриль и польку. В каждой казачьей станице танцевали горский танец «Лезгинку».

Терское казачество издавна славилось своей богатой песенной культурой, уходящей своими корнями  в далёкое прошлое народной поэзии.

В течение столетий в нашей станице любовно хранились и развивались поэтические традиции русского народа. Необходимо подчеркнуть, что

казачий фольклор , при всём его своеобразии, является нераздельной  органической частью общерусского фольклора, как и само казачество есть органическая , хотя и своеобразная часть русского народа.

Для многих казаков, и прежде всего – для знатоков народной поэзии, характерна привычка к мышлению песенными образами и, как следствие, - свободная и широкая цитация  песен в обыденной речи.

В песнях наших казаком запечатлены быт, семейные отношения, нравы станицы. В них широко отразилась такая существенная сторона дореволюционной казачьей жизни, как военная служба  со всеми её последствиями : походами, войнами, героизмом казаков, разлукой с семьёй, гибелью вдали от родной станицы. В песнях казаки находят наиболее полное и точное , поэтическое выражение своих чувств и переживаний, всего комплекса душевных эмоций, радостей и горестей, которыми живёт простой человек.

Сила песни в том, что она эмоционально, поэтически обобщает взгляд казака на жизнь. Она просто и в то же время глубоко формулирует всю основную сумму идей и представлений, которых казаку средствами логическими выразить подчас невозможно. В песне закрепился определённый жизненный опыт казачества, отстоялась народная мудрость.

          У казаков никогда не было духовного геноцида по отношению к соседям. Они, как я уже писала, охотно перенимали обычаи, одежду, оружие, язык у живущих рядом народов. Многие казаки знали как минимум два

языка, что способствовало зарождению такого уникального явления, как куначество: когда двое мужчин, принадлежащих к разным родам или народностям, вступали в тесные дружеские отношения. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что почти в каждой казачьей семье воспитывались черкесские дети, которых горцы привозили в казачьи станицы в возрасте 6-8 лет. Дети обучались русскому языку, получали начальное образование, осваивали азы русской культуры, традиции казачества. И основой таких отношений была, конечно же, огромная человеческая любовь к людям, к родному краю, ко всему живому. Дети кунаков учились у казаков разрешать возникшие конфликты мирным путём, ни в коем случае не допускать военных действий, потому что война - это смерть не только воинов, но и детей, женщин, стариков… Война - это насилие, жестокость, братоубийство, это страшное событие в жизни любого человека, а особенно казака, смысл жизни которого- в мирном крестьянском труде. и уж если приходилось казаку воевать, то только защищая свою землю от врагов, к которым впоследствии казаки проявляли гуманное отношение.

Казаки воспевали в поэтических произведениях чаще всего войны освободительные и осуждали войны захватнические, грабительские. На протяжении многих веков фольклор воспитывал чувство любви к родине, сознание ответственности за её судьбу, сплачивал народы перед лицом опасности, учил героизму, уважению достоинства лиц, принадлежавших к разным нациям. Но преданность Отчизне и своей малой Земле составляет основу казачьего фольклорного творчества.

          Из поколения в поколение, из рода в род передавались в казачьих семьях принципы  чести, добропорядочности, военной удали, трудолюбия, почитания старших, уважения, исполнения законов существующей власти.

          Высокая сознательность, нетерпимость к лодырям, пьяницам, дисциплинированность, вера в Бога отличали казаков от основного населения Российского государства:

«Чем казакам не житьё,

Не весёлая служба,

Им и холод, им и голод,

Им и строгая служба.

Бог как царь им,

А любовь к земле родной дорога и свята».

Казачество- это состояние духа! Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму, собственному благосостоянию поставил служение христианству и Добру, самое тяжкое.

Казаки всегда следуют нормам христианской морали, состоящим в следующем: « Все люди равны, и нет народов больших и малых! Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем- как аукнется, так и откликнется!» Это проявляется в пословицах, которые часто используются в речи станичников:

         

          - Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

- Не рой яму другому, сам в неё попадёшь.

- Худой мир лучше доброй ссоры.

- Терпи казак, атаманом будешь.

- Лежачего не бьют.

- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

    

        Вся жизнь казака с самого рождения строится по заповедям, составленным предками давным-давно. Но нарушение этих законов казачьей жизни приравнивалось к страшному преступлению, наказание за которое – изгнание из общины, всеобщее презрение и даже в некоторых случаях наказание физическое:

«Да не будет тебе, казаку, кумира ложного. Всем служи честно!

Помни: воля не своеволие! Лихость не разбой, а доблесть не жестокость! Помни: храбрые - всегда добрые - потому как они сильны!

Не мсти! Оставляй врага своего на суд Божий, и станет он скор и справедлив! Никогда не воюй со слабейшим, но только с тем, кто сильнее тебя!

Срази врага - будь милостив! Победив его рукою крепкою, победи его милостивым и милосердным сердцем, иначе чем остановим мы ненависть человеческую!»

Немаловажную роль для казака играют заповеди:

  1. Люби Россию, ибо она твоя Мать и ничто в мире не заменит тебе её.
  2. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.
  3. Только в борьбе за счастье Родины ты обретёшь своё утерянное право.
  4. Мир, красота, любовь и правда - вот лозунги на твоём знамени на путях

  к России.

                                                                                   

       И все эти заповеди продиктованы самой жизнью, гуманным отношением к людям – соотечественникам, уважительным отношением к достоинствам соперника.

Казаки очень гостеприимные люди. Это отметили великие русские люди. Например, в мае 1829 года А.С. Пушкин во время своей поездки на Кавказ в Арзрум проехал через Екатериноград, где остановился в доме казака Баскакова. Свои дорожные наблюдения поэт записал в произведении «Путешествие в Арзрум». В сентябре Александр Сергеевич возвращался тем же путём с турецкого фронта и вновь прикоснулся к земле Екатериноградской.

            А 28 октября 1851 года в нашу станицу прибыл Л.Н. Толстой. Ему Екатериноградская показалась неприглядной и серой, но через три года он вновь побывал в станице, долго жил среди казаков, встречался с кунаками, познавая их жизнь и быт. Это помогло написать ему повесть «Казаки», в которой он подробно описал жизнь и быт казаков. Кстати, именно Толстой отмечал «великое радушие», с коим станичники приняли его.

          Также в станице побывали М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов. Они восхищались гостеприимством и доброжелательностью казаков.

           Дорогим гостем  Екатериноградской уже в наше время стал президент России В.В. Путин. Он посетил краеведческий музей, храм св.Евфимия, детский сад «Сказку», возложил цветы к памятнику погибшим солдатам, выразил пожелание продолжать традиции казачества.

Казачий фольклор нашей станицы, хранителем которого являются старожилы станицы, отражал не только действительность, но и думы и надежды народа. Он утверждал, что главным в жизни, наряду с трудом, является любовь к родной земле, к тем людям, которые окружают человека. Люди должны противостоять злу и бороться за свободу не только своего народа, но и всего народа в целом. В песне закрепился определённый жизненный опыт казачества, отстоялась народная мудрость.

          Сегодня продолжают традиции казачьего фольклора четыре поколения станицы: детский образцовый ансамбль «Родничок», школьный – «Калинушка», молодёжный – «Альтернатива», женский – «Нежность» и фольклорная группа бабушек, которые не дают казачьей песне угаснуть, не позволяют нам, молодым, забыть свои корни.

           Более двух веков хранит история традиции моих предков. Они закладывали основы дружбы между народами, бережно подходили к традициям и вере своих соседей. Дружба – вот вечная истина, которая помогает в жизни. А ещё любовь – огромная, безграничная любовь к людям, сплачивающая всё человечество, спасающая мир от войны.

       Поэтому и сейчас  появляются песни неизвестных , к сожалению, авторов, воспевающие красоту нашего родного края, любовь к нему, показывающие  истинный патриотизм …

Ой, станица, родная станица.

В целом мире тебя краше нет.

Разве можно с тобою сравниться?

Ты нарядна, как яблони цвет.

Ой, станица, родная станица

Я твой сын, и меня ты расти.

И поля, и степные зарницы

Я хочу в своём сердце нести.

Ой, станица, родная станица,

Золотая моя сторона.

А вокруг распласталась пшеница,

    Далеко её песня слышна.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика