Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7Г-Е класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 -9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011 , Рабочей программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.:Просвещение, 2014г. и ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. ). – М.: Просвещение, 2014г.
Программа рассчитана на 102часа (3 часа в неделю).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остаётся мёртвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы. В программе соблюдена системная направленность – курс 7 класса представлен разделами:
- Устное народное творчество.
- Древнерусская литература
- Русская литератураXVIII века.
- Русская литератураXIX века.
- Русская литератураXX века.
- Литература народов России.
- Зарубежная литература.
В разделах 1-8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность обучающихся.
На основании фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусстве слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.
В результате изучения литературы в 7 классе обучающиеся должны:
Знать/понимать
- содержание изученных литературных произведений,
- основные факты жизни и творчества писателейXIX – XX веков,
- знать основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения,
- работать с книгой, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое, выразительное и др.),
- оценивать характеры героев, их поступки;
- заучивать наизусть и выразительно читать,
- выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в сжатом или развернутом виде;
- писать сочинения на литературную тему,
- участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- выбирать и использовать выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей,
- составлять план, использовать различные источники информации для решения коммуникативных задач.
Использовать
- приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни;
- уметь ориентироваться в окружающем мире,
- уметь вести диалог, доказывать свою точку зрения, используя различные аргументы;
- овладеть практическими навыками, необходимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Содержание учебного предмета
Введение
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели,пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литера туры. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные ^заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления).
«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.
«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»
(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композит ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Пудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».
Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).
Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.
«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.
«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.
Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».
«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.
«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной
природе.
В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы XX века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.
«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.
«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.
«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.
«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...».Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления), i
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.
«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.
«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина»
Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...».Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»
(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко
М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов XX века
А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
Из зарубежной литературы
Роберт Берне. Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен* ное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта 6 чудесной победе добра.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Дата |
|
1. |
Вводный урок. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся |
||
2. |
Устное народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник». |
||
3 |
Былина.«Вольга и Микула». Нравственные идеалы русского народа . |
||
4 |
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Черты характера Ильи Муромца. |
||
5 |
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка |
||
6 |
Тест по теме «Былины». |
||
7-8 |
Сочинение по теме « Художественные особенности русских былин» |
||
9 |
Карело-финский эпос «Калевала» |
||
10 |
Русские пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Мудрость народов. |
||
11 |
Древнерусская литература. Владимир Мономах – государь и писатель. «Поучение» Владимира Мономаха. Отрывок из «Повести временных дет» «О пользе книг». |
||
12 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»». |
||
13 |
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. |
||
14 |
Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. |
||
15 |
Классное сочинение «Человек и его духовные ценности в древнерусской литературе» |
||
16 |
Контрольная работа по теме «Русский фольклор и древнерусская литература» |
||
17 |
М. В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «К статуе Петра Великого». |
||
18 |
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия» (отрывок) |
||
19 |
Г. Р. Державин. Знакомство с творчеством. «Река времён в своём течении», «На птичку», «Признание». |
||
20 |
Произведения Русских писателей 19 века. А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории. |
||
21 |
«Полтава» (отрывок) Мастерство в изображении Полтавской битвы |
||
22 |
Пётр 1 и Карл 12. Сравнительная характеристика. |
||
23 |
Подготовка к домашнему сочинению «Сравнительная характеристика Петра 1 и Карла 12» |
||
24 |
А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к родине. |
||
25 |
Образ автора в отрывке из поэмы. Образ Петербурга в творчестве А. С. Пушкина. |
||
26 |
А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник |
||
27 |
Смысл сопоставления Олега и волхва. |
||
28 |
Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады. Своеобразие жанра |
||
29 |
А. С. Пушкин – драматург. «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. |
||
30 |
А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Станционный смотритель» |
||
31 |
Образы Самсона Вырина и Дуни |
||
32 |
Сочинение по повести «Станционный смотритель» |
||
33-34 |
М. Ю. Лермонтов . Страницы жизни и творчества. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. |
||
35 |
Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Кулачный бой на Москве-реке. |
||
36 |
Фольклорные начала в «Песне про купца Калашникова».. Образ гусляров и автора. |
||
37 |
Особенности сюжета и художественной формы поэмы |
||
38 |
Подготовка сочинения по поэме «Песня про купца Калашникова…» |
||
39 |
Рассказ Ю.Яковлева «Багульник» |
||
40 |
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. Природа в поэзии и живописи. |
||
41 |
М. Ю. Лермонтов «Молитва», «Ангел». |
||
42 |
Н. В. Гоголь. Страницы жизни. |
||
43 |
История создания повести «Тарас Бульба» Урок первичного восприятия повести Гоголя «Тарас Бульба» |
||
44 |
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Исторический комментарий. Тарас Бульба и его сыновья. |
||
45 |
Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Запорожская Сечь в повести. |
||
46 |
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Героика повести |
||
47 |
Трагедия Тараса Бульбы |
||
48 |
Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. |
||
49 |
Сочинение «Смысл сопоставления Остапа и Андрия в повести Гоголя». |
||
50 |
Внеклассное чтение. Проблема дружбы и товарищества в повести В. Железникова «Чучело» |
||
51 |
Тестирование по творчеству Пушкина, Лермонтова и Гоголя. |
||
52 |
И. С. Тургенев. История создания «Записок охотника». |
||
53 |
«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. |
||
54 |
Мастерство Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественное своеобразие рассказа. |
||
55 |
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. |
||
56 |
Урок выразительного чтения стихотворения в прозе Тургенева «Русский язык» |
||
57 |
Н. А. Некрасов. «Русские женщины». Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. |
||
58 |
Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» |
||
59 |
Своеобразие поэзии Н. А. Некрасова. Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. |
||
60 |
М. Е. Салтыков-Щедрин . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. |
||
61 |
Смысл противопоставления генералов и мужика. |
||
62 |
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. |
||
63 |
Тестирование по произведениям Гоголя, Тургенева, Некрасова и Салтыкова-Щедрина |
||
64 |
Л. Н. Толстой и Ясная Поляна. «Детство» (главы). История создания. Автобиографический характер повести |
||
65 |
Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир. Подготовка к написанию сочинения. |
||
66 |
Классное сочинение по повести «Детство». |
||
67 |
И. А. Бунин «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. |
||
68 |
И. А. Бунин «Лапти». Нравственный смысл рассказа. |
||
69 |
А. П. Чехов Биография писателя . «Хамелеон». Живая картина нравов. |
||
70 |
Средства создания комического в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон». |
||
71 |
А. П. Чехов «Злоумышленник» |
||
72 |
«Край ты мой, родимый край…» Стихи русских поэтов 19 века о родной природе |
||
73 |
М. Горький. Биография писателя. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. |
||
74 |
Изображение «свинцовых мерзостей жизни» |
||
75 |
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» |
||
76 |
Сочинение-характеристика литературного героя. |
||
77 |
«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. |
||
78 |
В. В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». |
||
79 |
В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». |
||
80 |
Л. Н. Андреев «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Рассказ «Петька на даче» |
||
81 |
А. П. Платонов «Юшка». Друзья и враги главного героя. |
||
82 |
А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». |
||
83 |
Классное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» |
||
84 |
Б. Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…» |
||
85 |
Поэзия А. Т. Твардовского. Философские проблемы в лирике А. Т. Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. |
||
86 |
Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях Ахматовой, Симонова, Суркова, Твардовского, Тихонова. Песни военных лет. |
||
87 |
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади». |
||
88 |
Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе. |
||
89 |
Е. И. Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. |
||
90 |
Е. И. Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. |
||
91 |
Ю. П. Казаков «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки. |
||
92 |
Д. С. Лихачев. «Земля родная» |
||
93 |
Стихи поэтов 20 века о родине, родной природе |
||
94 |
М. Зощенко «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. |
||
95 |
Песни на слова русских поэтов 20 века |
||
96 |
О. Генри «Дары волхвов» Преданность и жертвенность во имя любви. |
||
97 |
Зарубежная литература. Р. Бернс «Честная бедность». |
||
98 |
Д. Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. |
||
99 |
Японские хокку. Особенности жанра. |
||
100 |
Р. Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». |
||
101 |
Итоговый контроль |
||
102 |
Подведение итогов года. Анализ читательской грамотности |