Рабочие программы

                                                      Аннотация к рабочей программе

по русскому языку в 7 классах

 

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г.
  • 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);

  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года
  • 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».

Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М. Просвещение, 2008 г.) и рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(136ч)

  1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

  1. Повторение изученного в 5 – 6 классах. 1.Синтаксис и пунктуация

 

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.

 

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

  1. Морфология и орфография. Культура речи.
  • Причастие.

 

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

 

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

 

  • Деепричастие.

 

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

 

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

 

  • Наречие.

 

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

 

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

 

  • Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

  1. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

  1. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы,  и другие.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде);                                                                                                                    итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

 

Планируемые предметные результаты обучения

  • результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

Ученик должен знать\ понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
  • об особенностях склонения причастий;
  • определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
  • действительные и страдательные причастия;
  • краткие страдательные причастия;
  • способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
  • порядок морфологического разбора причастий;
  • грамматические признаки деепричастия как части речи;
  • определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
  • способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
  • порядок морфологического разбора деепричастий;
  • грамматические признаки наречия как части речи;
  • смысловые группы наречий;
  • о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
  • признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
  • правила употребления предлогов с разными падежами;
  • о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
  • о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
  • о сочинительных и подчинительных союзах;
  • порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
  • отличие частиц от самостоятельных частей речи;
  • формообразующие и смысловые частицы;
  • отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
  • о назначении в речи междометий.

К  концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
  • производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии.

  • Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Орфограммы, изученные в 7 классе:

  • Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
  • Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
  • Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
  • Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;

 

  • Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
  • Правописание НЕ с деепричастиями;
  • Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
  • Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
  • Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
  • Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
  • Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
  • Дефис между частями слова в наречиях;
  • Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
  • Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
  • Слитное и раздельное написание производных предлогов;
  • Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
  • Раздельное и дефисное написание частиц;
  • Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
  • Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
  • правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации.

Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого

существительного, деепричастные обороты.

По связной речи.

  • адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
  • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
  • писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
  • грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.

Аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования

 

Календарно-тематическое планирование

ТЕМА

Кол-во

ДАТА

п/п

 

часов

 

1.

Введение. Русский язык как развивающееся явление

1

 
 

Повторение изученного в 5-6 классах

11+2

 
   

р\р

 

2-3.

Синтаксис и пунктуация

2

 

4.

Лексика и фразеология

1

 

5-6.

Фонетика и графика

2

 

7-8.

Словообразование и орфография

2

 

9-11.

Морфология и орфография

3

 

12.

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

1

 

13-

Анализ контрольного диктанта и работа на

Р/Р. Текст. Стили литературного языка.

2

 

14.

Публицистический стиль

   
 

Морфология. Орфография. Культура речи.

24+5р/р

 
 

Причастие

   

15.

Причастие как часть речи

1

 

16.

Р/Р. Публицистический стиль речи

1

 

17

Склонение причастий

1

 

18-19

Понятие о причастном обороте

2

 

20.

Р/Р. Описание внешности человека

1

 

21.

Действительные и страдательные причастия

1

 

22.

Краткие и полные страдательные причастия

1

 

23-

Действительные причастия настоящего времени

2

 

24.

     

25.

Действительные причастия прошедшего времени

1

 

26.

Р/Р. Изложение

1

 

27-

Страдательные причастия настоящего времени

2

 

28.

     

29.

Страдательные причастия прошедшего времени

1

 

30.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в

1

 
 

страдательных причастиях и прилагательных,

   
 

образованных от глаголов

   

31-

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных

2

 

32.

причастий прошедшего времени и прилагательных,

   
 

образованных от глаголов

   

33-

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких

2

 

34.

страдательных причастий прошедшего времени и

   
 

кратких прилагательных

   

35.

Р/Р. Выборочное изложение

1

 

36.

Морфологический разбор причастия

1

 

37

Контрольная работа № 2.

1

 

38-

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

2

 

39.

     

40.

Буквы е-ё после шипящих в суффиксах

1

 
 

страдательных причастий прошедшего времени

   

 

41.

Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему

1

 
 

«Вы с ним знакомы»

   

42.

Повторение темы «Причастие»

1

 

43.

Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над

1

 
 

ошибками

   
 

Деепричастие

9ч +1

 
   

р\р

 

44-

Понятие о деепричастии и деепричастном обороте.

2

 

45.

     

46.

Правописание не с деепричастием

1

 

47.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

 

48.

Морфологический разбор деепричастий

1

 

48-

Закрепление темы «Деепричастие»

2

 

50.

     

51.

Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева

1

 
 

«Вратарь»

   

52.

Обобщение и систематизация сведений о

1

 
 

деепричастии

   

53.

Контрольный диктант № 4.

1

 
 

Наречие

25+3

 
   

р\р

 

54.

Наречие как часть речи

1

 

55-

Смысловые группы наречий

2

 

56.

     

57.

Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по

1

 
 

картине И.Попова «Первый снег»

   

58.

Степени сравнения наречий

1

 

59.

Морфологический разбор наречий

1

 

60-

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями

2

 

61.

на –о и –е-.

   

62-

Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ-

2

 

63.

отрицательных наречий

   

64-

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-.

2

 

65.

     

66.

Р/Р. Сочинение. Описание действий

1

 

67.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

 

68-

Буквы о и а на конце наречий с приставками из-,

2

 

69.

до-, с-.

   

70.

Р/Р. Подробное изложение с элементами

1

 
 

сочинения

   

71-

Дефис между частями слова в наречиях

3

 

73.

     

74-

Слитное и раздельное написание наречий,

3

 

76.

образованных от существительных и

   
 

количественных числительных

   

77.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

 

78-

Повторение темы «Наречие»

3

 

80.

     

81.

Контрольный диктант № 5.

1

 
 

Категория состояния

4+1

 
   

р\р

 

 

82-

Категория состояния как часть речи

2

 

83.

     

84.

Морфологический разбор категории состояния

1

 

85.

Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния

1

 
 

природы

   

86.

Повторение изученного. Сочинение на

1

 
 

лингвистическую тему

   
 

Служебные части речи. Предлог

11+1

 
   

р\р

 

87.

Самостоятельные и служебные части речи

1

 

88.

Предлог как часть речи

1

 

89.

Употребление предлогов

1

 

90.

Производные и непроизводные предлоги

1

 

91.

Простые и составные предлоги.

1

 
 

Морфологический разбор предлога

   

92.

Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе

1

 
 

увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская

   
 

спортивная школа»

   

93-95

Слитное и раздельное написание производных

3

 
 

предлогов

   

96-97

Повторение изученного о предлогах

2

 

98.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

 
 

Союз

13+1

 
   

р\р

 

99.

Союз как часть речи

1

 

100.

Союзы простые и составные

1

 

101-

Союзы сочинительные и подчинительные

2

 

102.

     

103.

Сочинительные союзы

1

 

104-

Роль сочинительного союза И в простом

2

 

105.

предложении с однородными членами и в

   
 

сложносочиненном предложении

   

106.

Подчинительные союзы. Морфологический

1

 
 

разбор союза

   

107.

Р/Р. Сочинение-рассуждение

2

 

108-

Слитное и раздельное написание союзов тоже,

2

 

109.

также, чтобы, зато.

   

110.

Закрепление изученного по теме «Союз»

1

 

111.

Урок-зачет по теме «Союз»

1

 

112.

Контрольный диктант № 6.

1

 
 

Частица

17+1

 
   

р\р

 

113.

Понятие о частице

1

 

114.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

 

115-

Смысловые частицы

2

 

116.

     

117.

Раздельное и дефисное написание частиц

1

 

118.

Морфологический разбор частиц

1

 

119-

Отрицательные частицы

2

 

120.

     

121-

Различение не-ни

2

 

 

122.

       

123-

Приставка не- и частица не с различными

2

   

124.

частями речи

     

125.

Закрепление правописания частицы не с

1

   
 

разными частями речи

     

126.

Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету

1

   

127-

Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки

2

   

128.

ни

     

129.

Повторение изученного о частицах

1

   

130.

Контрольный диктант № 7.

1

   
 

Междометие

2

ч

 

131.

Междометие как часть речи. Дефис в

1

   
 

междометиях

     

132.

Производные междометия. Междометия и другие

1

   
 

части речи

     

133-

135.

Повторение и систематизация изученного в 5-7

классах

3 ч

 

136

Итоговый контроль

1

 

 

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика