Аннотация к рабочей программе
по русскому языку в 7 классах
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г.
- 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; - приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года
- 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования».
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. (Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. М. Просвещение, 2008 г.) и рассчитана на 4 часа в неделю (136 часов в год).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(136ч)
- Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
- Повторение изученного в 5 – 6 классах. 1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
- Морфология и орфография. Культура речи.
- Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
- Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
- Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
- Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
- Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
- Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностного метода, метод проектов, игровые, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации, технология мастерских на уроках русского языка и литературы, и другие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, комментированных, выборочных, графических, творческих, свободных, восстановленных диктантов, диктанта «Проверяю себя», диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, диагностических работ, лабораторных работ, практических работ (практикумов), контрольных изложений, контрольных сочинений, взаимоконтроля, самоконтроля, составления орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися, различных видов разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический), наблюдения за речью окружающих, сбора соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя, анализа языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работы с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Планируемые предметные результаты обучения
- результате изучения русского языка учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
- грамматические признаки причастия как самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и прилагательных;
- об особенностях склонения причастий;
- определение причастного оборота, его место по отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
- действительные и страдательные причастия;
- краткие страдательные причастия;
- способы образования действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени;
- порядок морфологического разбора причастий;
- грамматические признаки деепричастия как части речи;
- определение деепричастного оборота, правила выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
- способы образования деепричастий совершенного и несовершенного вида;
- порядок морфологического разбора деепричастий;
- грамматические признаки наречия как части речи;
- смысловые группы наречий;
- о лексическом и грамматическом значении слов категории состояния;
- признаки классификации самостоятельных и служебных частей речи;
- правила употребления предлогов с разными падежами;
- о производных и непроизводных, простых и составных предлогах;
- о союзе как части речи, его роли в тексте и предложении;
- о сочинительных и подчинительных союзах;
- порядок морфологического разбора предлогов и союзов;
- отличие частиц от самостоятельных частей речи;
- формообразующие и смысловые частицы;
- отличительные особенности приставке не и отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
- о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе;
- производить синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
- Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7 классе:
- Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
- Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
- Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
- Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных;
- Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями;
- Буква Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени;
- Правописание НЕ с деепричастиями;
- Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
- Буквы Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
- Одна и две буквы Н в наречиях на О-Е;
- Буквы О-Е после шипящих на конце наречий;
- Буквы О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
- Дефис между частями слова в наречиях;
- Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных;
- Мягкий знак после шипящих на конце наречий;
- Слитное и раздельное написание производных предлогов;
- Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
- Раздельное и дефисное написание частиц;
- Правописание частицы НЕ с различными частями речи;
- Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
- правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми причастные обороты, стоящие после определяемого
существительного, деепричастные обороты.
По связной речи.
- адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
- подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
- писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
- грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях;
- собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную информацию);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования
Календарно-тематическое планирование
№ |
ТЕМА |
Кол-во |
ДАТА |
п/п |
часов |
||
1. |
Введение. Русский язык как развивающееся явление |
1 |
|
Повторение изученного в 5-6 классах |
11+2 |
||
р\р |
|||
2-3. |
Синтаксис и пунктуация |
2 |
|
4. |
Лексика и фразеология |
1 |
|
5-6. |
Фонетика и графика |
2 |
|
7-8. |
Словообразование и орфография |
2 |
|
9-11. |
Морфология и орфография |
3 |
|
12. |
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение» |
1 |
|
13- |
Анализ контрольного диктанта и работа на Р/Р. Текст. Стили литературного языка. |
2 |
|
14. |
Публицистический стиль |
||
Морфология. Орфография. Культура речи. |
24+5р/р |
||
Причастие |
|||
15. |
Причастие как часть речи |
1 |
|
16. |
Р/Р. Публицистический стиль речи |
1 |
|
17 |
Склонение причастий |
1 |
|
18-19 |
Понятие о причастном обороте |
2 |
|
20. |
Р/Р. Описание внешности человека |
1 |
|
21. |
Действительные и страдательные причастия |
1 |
|
22. |
Краткие и полные страдательные причастия |
1 |
|
23- |
Действительные причастия настоящего времени |
2 |
|
24. |
|||
25. |
Действительные причастия прошедшего времени |
1 |
|
26. |
Р/Р. Изложение |
1 |
|
27- |
Страдательные причастия настоящего времени |
2 |
|
28. |
|||
29. |
Страдательные причастия прошедшего времени |
1 |
|
30. |
Гласные перед одной и двумя буквами Н в |
1 |
|
страдательных причастиях и прилагательных, |
|||
образованных от глаголов |
|||
31- |
Одна и две буквы н в суффиксах страдательных |
2 |
|
32. |
причастий прошедшего времени и прилагательных, |
||
образованных от глаголов |
|||
33- |
Одна и две буквы Н в суффиксах кратких |
2 |
|
34. |
страдательных причастий прошедшего времени и |
||
кратких прилагательных |
|||
35. |
Р/Р. Выборочное изложение |
1 |
|
36. |
Морфологический разбор причастия |
1 |
|
37 |
Контрольная работа № 2. |
1 |
|
38- |
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями |
2 |
|
39. |
|||
40. |
Буквы е-ё после шипящих в суффиксах |
1 |
|
страдательных причастий прошедшего времени |
41. |
Р/Р. Сочинение по личным наблюдениям на тему |
1 |
|
«Вы с ним знакомы» |
|||
42. |
Повторение темы «Причастие» |
1 |
|
43. |
Контрольный диктант № 3. Анализ, работа над |
1 |
|
ошибками |
|||
Деепричастие |
9ч +1 |
||
р\р |
|||
44- |
Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. |
2 |
|
45. |
|||
46. |
Правописание не с деепричастием |
1 |
|
47. |
Деепричастия совершенного и несовершенного вида |
1 |
|
48. |
Морфологический разбор деепричастий |
1 |
|
48- |
Закрепление темы «Деепричастие» |
2 |
|
50. |
|||
51. |
Р/Р. Сочинение на основе картины С.Григорьева |
1 |
|
«Вратарь» |
|||
52. |
Обобщение и систематизация сведений о |
1 |
|
деепричастии |
|||
53. |
Контрольный диктант № 4. |
1 |
|
Наречие |
25+3 |
||
р\р |
|||
54. |
Наречие как часть речи |
1 |
|
55- |
Смысловые группы наречий |
2 |
|
56. |
|||
57. |
Р/Р. Сочинение в форме дневниковых записей по |
1 |
|
картине И.Попова «Первый снег» |
|||
58. |
Степени сравнения наречий |
1 |
|
59. |
Морфологический разбор наречий |
1 |
|
60- |
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями |
2 |
|
61. |
на –о и –е-. |
||
62- |
Буквы е и и в приставках НЕ- и НИ- |
2 |
|
63. |
отрицательных наречий |
||
64- |
Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е-. |
2 |
|
65. |
|||
66. |
Р/Р. Сочинение. Описание действий |
1 |
|
67. |
Буквы о и е после шипящих на конце наречий |
1 |
|
68- |
Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, |
2 |
|
69. |
до-, с-. |
||
70. |
Р/Р. Подробное изложение с элементами |
1 |
|
сочинения |
|||
71- |
Дефис между частями слова в наречиях |
3 |
|
73. |
|||
74- |
Слитное и раздельное написание наречий, |
3 |
|
76. |
образованных от существительных и |
||
количественных числительных |
|||
77. |
Мягкий знак после шипящих на конце наречий |
1 |
|
78- |
Повторение темы «Наречие» |
3 |
|
80. |
|||
81. |
Контрольный диктант № 5. |
1 |
|
Категория состояния |
4+1 |
||
р\р |
82- |
Категория состояния как часть речи |
2 |
|
83. |
|||
84. |
Морфологический разбор категории состояния |
1 |
|
85. |
Р/Р. Сжатое изложение с описанием состояния |
1 |
|
природы |
|||
86. |
Повторение изученного. Сочинение на |
1 |
|
лингвистическую тему |
|||
Служебные части речи. Предлог |
11+1 |
||
р\р |
|||
87. |
Самостоятельные и служебные части речи |
1 |
|
88. |
Предлог как часть речи |
1 |
|
89. |
Употребление предлогов |
1 |
|
90. |
Производные и непроизводные предлоги |
1 |
|
91. |
Простые и составные предлоги. |
1 |
|
Морфологический разбор предлога |
|||
92. |
Р/Р. Сочинение. Рассказ-репортаж на основе |
1 |
|
увиденного на картине А.В.Сайкиной «Детская |
|||
спортивная школа» |
|||
93-95 |
Слитное и раздельное написание производных |
3 |
|
предлогов |
|||
96-97 |
Повторение изученного о предлогах |
2 |
|
98. |
Контрольная работа по теме «Предлог» |
1 |
|
Союз |
13+1 |
||
р\р |
|||
99. |
Союз как часть речи |
1 |
|
100. |
Союзы простые и составные |
1 |
|
101- |
Союзы сочинительные и подчинительные |
2 |
|
102. |
|||
103. |
Сочинительные союзы |
1 |
|
104- |
Роль сочинительного союза И в простом |
2 |
|
105. |
предложении с однородными членами и в |
||
сложносочиненном предложении |
|||
106. |
Подчинительные союзы. Морфологический |
1 |
|
разбор союза |
|||
107. |
Р/Р. Сочинение-рассуждение |
2 |
|
108- |
Слитное и раздельное написание союзов тоже, |
2 |
|
109. |
также, чтобы, зато. |
||
110. |
Закрепление изученного по теме «Союз» |
1 |
|
111. |
Урок-зачет по теме «Союз» |
1 |
|
112. |
Контрольный диктант № 6. |
1 |
|
Частица |
17+1 |
||
р\р |
|||
113. |
Понятие о частице |
1 |
|
114. |
Разряды частиц. Формообразующие частицы |
1 |
|
115- |
Смысловые частицы |
2 |
|
116. |
|||
117. |
Раздельное и дефисное написание частиц |
1 |
|
118. |
Морфологический разбор частиц |
1 |
|
119- |
Отрицательные частицы |
2 |
|
120. |
|||
121- |
Различение не-ни |
2 |
122. |
||||
123- |
Приставка не- и частица не с различными |
2 |
||
124. |
частями речи |
|||
125. |
Закрепление правописания частицы не с |
1 |
||
разными частями речи |
||||
126. |
Р/Р. Написание рассказа по данному сюжету |
1 |
||
127- |
Различение частицы ни, союза ни-ни, приставки |
2 |
||
128. |
ни |
|||
129. |
Повторение изученного о частицах |
1 |
||
130. |
Контрольный диктант № 7. |
1 |
||
Междометие |
2 |
ч |
||
131. |
Междометие как часть речи. Дефис в |
1 |
||
междометиях |
||||
132. |
Производные междометия. Междометия и другие |
1 |
||
части речи |
||||
133- 135. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
3 ч |
||
136 |
Итоговый контроль |
1 |