- Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
- Настройтесь на то, что записывать текст необходимо сбольшими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
- Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать,не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.
- Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать,о чем этот текст.
- При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.
- После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали,
прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении
«не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.
- Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть всетри способа сокращения:
- Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение:«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так: «Все жители вышли на охрану родного города».
- Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например:«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение:«Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
- Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же. Например:«Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». Из двух предложений делаем одно:«Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
- Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.
- Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.
- После этого можете переписывать работу в чистовик.