1. Вступительное слово учителя.

Именем А.С. Грибоедова открывается одна из самых блистательных страниц в истории русской литературы. Гениальный поэт и глубокий мыслитель, Грибоедов оставил неизгладимый след в развитии нашей национальной культуры. Парадокс состоит в том, что Грибоедов, при всем блеске художественного дарования, создал лишь одно действительно великое произведение, бессмертное. Значение и влияние таких произведений выходит далеко за пределы исторической эпохи. Мы до сих пор восхищаемся художественным совершенством "Горе от ума", блеском грибоедовского языка, ярким изображением быта и нравов, реалистичностью образов.

Тема  урока:  «Знакомство  с  героями  комедии   «Горе  от  ума».

Анализ  первого  действия».

 

Цели урока: прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», в ходе анализа обозначить завязку комедии, сформировать первоначальные представления о конфликте, продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.

Тема  урока:  «Анализ  второго  действия  комедии».

Цели урока:  проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта;  формировать  умение анализировать монолог;  воспитывать  человеколюбие,  принципиальность,  требовательность  к  себе.

Ход урока.

  1. I. Повторение. Проверка домашнего  задания.

—    С каких событий начинается комедия?

—   Как ведут себя герои до появления Чацкого?

(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)

—  Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?

(Экспозиция — события,  происходящие в произведении до завязки действия.)

Тема  урока:   «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

 

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

  1. I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

Русская литература

  • В.А. Жуковский «Лесной царь»
  • В.Г. Короленко «Дети подземелья»
  • В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
  • М.Пришвин «Кладовая солнца»
  • А.П.Чехов «Каштанка»
  • М. Зощенко «Великие путешественники»
  • Е. Носов «Трудный хлеб»
  • В.Белов «Скворцы»
  • А.Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»
  • Д. Кедрин «Зодчие»
  • Т.Г. Габбе «Город Мастеров или Сказка о двух горбунах»
  • А.Н. Толстой «Иван да Марья»
  • Н.С. Лесков «Час воли Божией»
  • П. Бажов «Малахитовая шкатулка»
  • Б. Шергин «Волшебное кольцо»
  • А. Погорельский «Чёрная курица»
  • А.И. Куприн «Синяя звезда»

Зарубежная литература ( по выбору учащихся)

  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекльбери Финна»
  • Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»
  • Ж.Верн «Таинственный остров»
  • А.Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
  • Д.Лондон «Любовь к жизни»
  • Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Р. Брэдбери «Каникулы», «Зеленое утро»
  • О.Уайльд «Кентервильское привидение»
  • Т.Х.Уайт «Свеча на ветру»
  • М. Метерлинк «Синяя птица»
  • Э.По «Лягушонок»
  • Р. Саути «Суд Божий над епископом»
  • Ф.Шиллер «Перчатка»
  • О.Уайльд «Счастливый принц»
  • Н. Готорн «Снегурочка»
  • А. Экзюпери «Маленький принц»
  • Л. Кэрролл «Алиса в стане чудес»
Вперёд