- Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» с поразительной точностью отразила основной конфликт эпохи — столкновение консервативных сил общества с новыми людьми и новыми веяниями. Впервые в истории русской литературы был высмеян не один порок общества, а все сразу: крепостничество, нарождающийся бюрократизм, карьеризм, подхалимство, солдафонство, низкий уровень образованности, преклонение перед всем иностранным, угодничество, то, что в обществе ценятся не личные качества человека, а «душ тысячки две родовых», чин, деньги.
- Главный представитель «века нынешнего» в комедии — Александр Андреевич Чацкий — молодой человек, хорошо образованный, понявший, что хотя «дым Отечества» «сладок и приятен», но многое в жизни России надо менять, и, в первую очередь, сознание людей.
- Герою противостоит так называемое «фамусовское общество», которым владеет страх перед прогрессивными идеями и вольнодумными мыслями. Его главный представитель — Фамусов — чиновник, по-житейски неглупый человек, но ярый противник всего нового, прогрессивного.
Характеристики |
Век нынешний |
Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам |
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» |
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» |
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному |
«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» |
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию |
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» |
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву |
«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» |
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению |
«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» |
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции |
«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» |
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений |
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» |
Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви |
Искренность чувства |
«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы |
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. |
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
Вопреки симпатиям автора, победа оказывается на стороне фамусовского общества, хотя моральную победу одерживает Чацкий. В этом проявился реализм комедии.