Слово о Гоголе

Тема: Смысл противопоставления Остапа и Андрия (по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»).

Цели урока: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, подготовка к творческой работе, обучение чтению с пометками, составление таблицы сравнительной характеристики героев; воспитание любви к ближнему, Родине.

Учащиеся заранее получают задание о том, что на следующем занятии будет изучаться тема «Смысл противопоставления Остапа и Андрия» и необходимо заполнить входные билеты с предположениями по этой теме.

 

Ребята входят в класс с входными билетами.

Стадия вызова

-Дорогие, ребята! Попасть на урок было не так-то просто. На ваших входных билетах я попросила вас выполнить следующее задание:

Тема: «Смысл противопоставления Остапа и Андрия». Попытайтесь в нескольких словах или предложениях объяснить данное выражение.

Дерево предсказаний

-Выскажите свои предположения, чем мы будем заниматься на уроке.

-Презентуйте свои ответы, начиная со слов возможно или вероятно.

-Запишите два важных вопроса, на которые нам предстоит ответить на уроке?

-Презентуйте свои ответы?

Осмысление

-В центре нашего внимания будут два героя – Остап и Андрий.

-Что вы знаете об этих героях? Коротко ответьте на вопрос 1-2 предложениями.

-Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

-Запишите два самых важных вопроса, на которые надо ответить?

-Презентуйте свои вопросы.

-А теперь обратите внимание на вопросы, которые составила вам я?

-В чем сходство и различие Остапа и Андрия?

-Какой путь жизни выбирает каждый из героев?

-Что хочет сказать Гоголь читателю, противопоставляя Остапа и Андрия?

 Чтение с пометками

-Прочитайте отрывок из повести, попутно подчеркивая ключевые слова к характеристике героев.

Двухчастный дневник

-На основании прочитанного распределите понятия на две части – сходство и различие:

1) Внешность, характер.

2) Одна семья.

3) Отношение к войне.

4) Окружение.

5) Воспитание.

6) Отношение к людям.

-Презентуйте свои ответы.

Толстые и тонкие вопросы

-О чем думают сыновья по дороге в Запорожскую Сечь?

-Какое понятие глубже, важнее, обширнее – любовь к матери или любовь к женщине?

-Что является содержанием жизни Тараса Бульбы?

-Что является содержанием жизни Остапа?

-Андрий говорит полячке: «Отчизна моя - ты! И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» На основании данной цитаты сделайте вывод, что стало жизненным ориентиром Андрия?

-Создавая противоречивые образы Остапа и Андрия, какие мысли доносит Гоголь до читателя?

Рефлексия

-Какие вопросы вы ставили в начале урока?

-Какие вопросы задавала вам я?

-На все ли вопросы мы получили ответ?

-Что нового вы узнали на уроке? Какие предсказания сбылись?

Лист самооценки работы на уроке

-Я отвечал на вопросы входного билета.

-Я задавал вопросы на уроке.

-Я читал внимательно текст и выделял ключевые слова.

-Я правильно распределил понятия в «Двухчастный дневник».

-Я отвечал на «Толстые и тонкие вопросы».

Домашнее задание

-Не будем нарушать традицию, вы получаете билет на выход. Тема следующего урока: «Творческая работа по произведению Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Напишите тему сочинения, на которую вам бы хотелось написать свою творческую работу.

-Большое спасибо за урок.

Урок-диспут

Нравственная проблема в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока:

развить понятие о литературном герое

помочь ученикам осмыслить своеобразие конфликта в повести

прививать навыки самостоятельной работы с текстом

совершенствовать навыки анализа текста

Методические приёмы:

пересказ текста

беседа по вопросам

ведение диспута

элементы анализа текста

Оборудование урока:

иллюстрации к повести

интерактивная доска (обращение к исторической справке, работа с инструментом «шторка»)

Ход урока

Слово учителя

   Сегодня на уроке мы обратимся к нравственным проблемам в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». В ходе диспута мы попытаемся разобраться, почему один из литературных персонажей становится предателем, а другой – героем.

Характеристика героев повести

  Следует уточнить, что мы узнаём о герое по его поступкам. Поэтому необходимо при сопоставлении характеристик Остапа и Андрия обратить внимание не только на внешний облик, но и на то, как братья проявляют свой характер в различных ситуациях.

(План характеристики может быть написан на доске)

первые читательские впечатления от братьев

внешний облик, его значение, отражение в характере (2 гл.)

Комментарий: Если в первых строках повести о братьях говорится как о едином целом: «Это были два дюжих молодца… Крепкие, здоровые лица… Они были очень смущены таким приёмом отца…», то уже сцена диалога Остапа с отцом показывает, насколько Остап и Андрий разные. По ходу повествования различия всё более углубляются, и в конце повести судьба каждого из братьев представляется закономерной.

как проявились характеры братьев в семинарии

отношение к родителям, к товарищам

как проявляют себя братья в Сечи

Комментарий: В авторской характеристике Остапа подчёркивается, что уже в бурсе он считался «одним из лучших товарищей», никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Прямодушию Остапа противопоставляется «изобретательный ум Андрия», с помощью которого он умел увёртываться от наказания. В этой характеристике – первый сигнал к тому, что Андрий может совершить предательский поступок.

(Обращение к интерактивной доске: историческую справку о Запорожской Сечи найти в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия)

Комментарий: Если Остап «был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки», то в Андрии подчёркивается впечатлительность натуры, восприимчивость к красоте, развитие чувства. Эти свойства его натуры предопределили развитие судьбы Андрия после встречи с «прекрасной полячкой». В результате путь Остапа – это путь верного воина, товарища; путь Андрия – судьба отказавшегося от товарищества, от родины ради любви.

Вопросы диспута:

 - Может ли любовь быть самым сильным чувством, когда человек забывает о родителях, о брате, о родине?

 - Является ли поступок Андрия изменой?

 - Насколько однозначна оценка поведения Андрия как предательство?

Подробный анализ литературного персонажа:

Образ Андрия

 - Почему Андрий скучает во время бездействия под Дубно?

(Сказывается любовь его натуры к сильным переживаниям и впечатлениям, его душе тесно в мире казаков)

 - Прокомментируйте сцену отхода Андрия ко сну (гл. 5)

(Картину июльской чудной ночи мы видим глазами Андрия. «Небо всё было открыто перед ним; чистота и прозрачность стояли в воздухе. Гущина звёзд, составлявшая Млечный Путь…вся была залита к свету. Временами он как будто позабывался, и какой-то лёгкий туман дремоты заслонял на миг пред ним небо, и потом оно опять очищалось и вновь становилось видно».

(Обращение к интерактивной доске: инструмент «шторка»)

Определить средства выразительности этого эпизода:

Метафора

чистота и прозрачность стояли в воздухе

Эпитет

лёгкий туман

   Андрию свойственны не только жажда подвига, безумная смелость, но и тонкая душевная организация, способность переживать прекрасное, чувствовать красоту женщины и красоту природы. Но время, в которое он жил, исключало возможность проявления этих его свойств натуры. Душа Андрия жаждала любви, а долг требовал верности Родине)

 - Что объединяет Андрия с Сечью?

(Дерзость его поступков, сила страсти, безудержность натуры)

 - Почему Андрий идёт в осаждённый город? Как этот поступок повлиял на судьбу Андрия?

(В нём с новой силой ожили прежние чувства к полячке и заслонили всю казацкую жизнь. Андрий сделал свой выбор, и этот выбор неизбежно привёл Андрия к предательству)

 - Что более всего поразило Андрия в осаждённом городе?

(На Андрия производил впечатление «величественный рёв органа» в католическом храме, он потрясён зрелищем разрушительного воздействия голода. Но более всего потрясает Андрия встреча с полячкой, которая теперь уже «женщина во всей развившейся красе своей»)

 - Почему Андрий изменил своей отчизне?

(Андрий любит полячку, он чувствует перед ней «благоговейную боязнь», теряет волю, уже не принадлежит себе, готов погубить себя для неё. «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из казаков вырвет её оттуда! И всё, что ни есть продам, отдам, погублю за такую отчизну!»)

 - Каково ваше отношение к поступку Андрия?

Комментарий: Андрий – предатель. Это понимает он сам, понимает полячка. Тарас проклинает день и час, в который породил себе на позор такого сына. С точки зрения Тараса, Остапа, других казаков, Андрий заслуживает смерти. Действительно, предательство достойно самого резкого осуждения.

   Но всё же многие из нас в душе жалеют Андрия. Для него отчизну заменила любовь, действительно очень сильная, которой он был не в силах сопротивляться. Стремления человека вступили в непримиримый трагический конфликт со стремлениями его товарищей. И этот конфликт не мог разрешиться иначе, как смертью героя. Поступок Андрия – измена товарищам, отчизне, но не самому себе, это его выбор. Личный выбор, ставший трагедией.

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему «Жизненная позиция Андрия»

На доске и в тетради записываем в таблицу:

 

Остап

Андрий

1

Любовь к Отечеству, к дому, к матери

На первое место ставит любовь к женщине – чувство личное.

2

(Преодолевает нежелание учиться, лень)

Сила воли, терпение, умение преодолевать трудности

(Учится без напряжения, легко)

Не преодолевает трудности

3

(Никогда не выдаёт товарищей)

Умение увёртываться, уклониться от ответственности, значит подводить кого-то из товарищей

4

Прямодушие

Скрытность

5

Считался одним из лучших товарищей

Отдаляется от товарищей

6

Хладнокровие

Безрассудство. Горячность, запальчивость, вспыльчивость.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика