Уроки литературы

Содержание материала

    Слайд 10.   

      А теперь обратимся к тем, кто сделал Кусаку счастливой,  поговорим о людях, о дачниках. «Они были добрыми людьми», «дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным» (глава 2). Как ведут себя дачники, видя такие изменения в Кусаке? Они «собирались и хохотали», «нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях». О чем говорит их поведение? Они заняты собой, отдыхают, веселятся, развлекаются, не «принимают близко к сердцу» судьбу этой собаки. Специально о Кусаке никто не заботился («кухарка даст ей помоев и костей», «жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штучек»).

Слайд 11.

Л.Н.Андреев, рассказывая о так называемых «штучках», которые делала Кусака, использует прием повтора. Найдите его и зачитайте цитаты.

1) «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя»,

2) «вертелась, кувыркалась и падала»;

3) «вертелась, кувыркалась и падала».

Чего достигает автор, используя прием повтора? Он сочувствует Кусаке, автор и рад за нее и в то же время он знает, что радость эта ненадолго. Собака старается служить, пусть даже так нелепо, но именно это ее поведение так радует окружающих. Если так, то она будет «вертеться, кувыркаться, падать».

Слайд 12.

А они, что окружают Кусаку, что испытывают они?

1. «Леля кричала, задыхаясь от смеха».

2. «Никто не видел в глазах ее (Кусаки) странной мольбы».

3. Был слышен «несмолкаемый веселый хохот».

  1. Подведение итогов .

Мы видим, что люди не понимают Кусаку, можем, конечно, сказать, что они бездушны по отношению к собаке, но почему-то хочется сказать, что они несчастны. Они устали; здесь, на даче, они отдохнут и уедут снова в город. Наверное, эти два мира – людей и животных – только соприкоснулись, но не сосуществуют. И в этом-то и заключается трагедия жизни:

                  люди не хотят привязываться, не умеют любить, они одиноки.

И благополучие их только внешнее. В подтверждение можно привести эпизод расставания Лели с Кусакой, когда девочка забыла попрощаться, или когда в семье принимали решение, что делать с собакой – Леля хотела заплакать, но не заплакала.

Слайд 13.

 Об умении любить вот вам одна притча. Один человек купил участок земли, окутал его своей любовью, все у него здесь замечательно росло, прилетали птицы, заходили звери, он всех встречал с любовью, и все были счастливы здесь, у него на участке. Но была одна лиса, которую он никак не мог приручить: она игнорировала его участок, не хотела понимать, что именно здесь хорошо… И тогда человек задумался. Сначала он ее уговаривал, убеждал, затем стал раздражаться, но результатов никаких  не было. И тогда он решил ее убить, чтобы другим неповадно было, чтобы другие его рай не предали. И убил эту лису. Когда же он вернулся на свой участок, то увидел, что… травы засохли, птицы улетели…

Эта притча об умении ценить все, даже если оно не имеет того образа счастья, каким ты себе его представляешь. Умение любить – великий дар. В отношении к кому автор использует слово «любовь»? Кусака испытывала чувство «любви», в ней вызывались «приливы любви». Кусака успела полюбить людей, а они не сумели. Им кажется, что собака так же, как и они, развлекается.  Поэтому у меня возник вопрос.  Какие это люди:

бездушные или, может, несчастные? Почему? Скорее, несчастные. Андреев противопоставляет собаку и окружающих ее людей, хотелось бы сказать, сопоставляет, но это будет неверно: он их противопоставляет. Как называется такой прием? Антитеза. И здесь мы соприкасаемся со своеобразной философией писателя-экспрессиониста Л.Н.Андреева, очень болезненно воспринимающего любые катаклизмы, интересующегося не только поступками людей, но и их помыслами, прежде всего тем, что побудило их поступить так, а не иначе.

Обратите внимание на рисунки, которые сделали к уроку Даша и Артём. Что можете сказать? Черно-белые тона, рисунок не цветной, как и жизнь Кусаки. Л.Андреев – писатель контрастов, в его творчестве отсутствуют полутона, основные цвета в его творчестве – белый и черный.

  Чем интересны рисунки остальных ребят? Какие эпизоды они отображают?

   Какие краски и цвета используете вы в своих рисунках и почему?

4.  Выводы:

Чем завершается эпизод? Кусака привыкла быть счастливой. Уж такая особенность души: плохое забывается быстро, к хорошему привыкаешь быстро. Это закономерность. Но тем больнее терять, когда знаешь, что жизнь бывает иной. Кусака служит людям, и она счастлива. Пока…

Чем закончится история Кусаки? Люди уедут, а собака станет выть от боли, от потери, от одиночества.

Построим сюжетную схему эпизода.

                         Все рады проявлениям ее счастья («Кусачка, поиграй!»)

Расцвет души Кусаки                                               Кусака служит людям («Кусака искала и

(«Всей своей собачьей душою                                 просила ласк»)

расцвела Кусака») 

Подберите к каждому элементу сюжета соответствующую цитату.

Слайд 14.

Какова идея рассказа в целом? Все живое должно жить в содружестве, заботиться друг о друге, служить друг другу.

Как данная идея просматривается в эпизоде, над которым мы работали? Душа Кусаки расцвела от возможности быть нужной, Кусака поверила в счастье; служба людям сделала собаку счастливой. Представьте, что этого эпизода не было бы в рассказе, чего тогда лишились бы читатели, о чем бы не узнали? Не узнали бы, что и она, бездомная, несчастная, испытала счастье, что и она радовалась жизни, и в ее «собачьей судьбе» был светлый луч. Пусть краткий, но был.

И сейчас, наверное, самое время увидеть еще одни смысл в имени Кусака. Какой? Кусака – от вкусить, узнать вкус, познать, попробовать. Ведь и хорошее тоже оставляет свои следы, а не только плохое.

Слайд 15  .                                                     

Вернемся к эпиграфу.

Человек по большому счету – часть природы, и если он следует «закону жизни» - осознает это единство и равенство, чувствует «какую-то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвует собой ради других, значит, в его жизни есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – прямой путь к бездуховности.

Этой теме посвящены и другие произведения, которые мы будем изучать в этом году: «Хорошее отношение к лошадям» В.В.Маяковского, «О чем плачут лошади» Ф.Абрамова, «Юшка», «Неизвестный цветок» А.П.Платонова…

5.Домашнее задание:

Написать, опираясь на жизненный опыт и материал произведений,  эссе на тему

«Равнодушие, жестокость по отношению к природе – прямой путь  к бездуховности».

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика