Уроки литературы

Содержание материала

Урок литературы в 7 классе  

ТЕМА:

Роль эпизода «Душа Кусаки расцвела» в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

Цели:

  1. Обучение навыкам анализа эпизода.
  2.  Развитие умений через отдельный эпизод просматривать идею целого произведения; развитие ассоциативного мышления.
  3. Воспитание сочувствия не только к обиженным, но и к обижающим.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 7 класса  с текстом рассказа Л.Н.Андреева;

- Рисунки-иллюстрации эпизода, выполненные учениками дома;

- Портрет Л.Н.Андреева.

Ход урока.

  1. Орг.момент.  Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, об актуальности  проблемы, поднятой Л.Андреевым в рассказе, в наши дни.
  2. Работа по теме урока.

                 А)  Просмотр слайдов презентации в сопровождении комментариев учителя.

Слайд 1-2         

Слово учителя. Леонид Николаевич Андреев – человек удивительный. Он был одним из самых популярных писателей начала ХХ века. На сегодняшнем уроке мы говорим об одном из ранних его произведений – рассказе «Кусака». Сам Андреев о рассказе говорил так: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и… сливается воедино перед грозными силами жизни»

.Слайд 3.

Необычность нашей работы в том, что в центре нашего внимания на уроке будет не весь рассказ, а только его эпизод, и наша задача – понять, для чего необходим в рассказе именно этот эпизод, какую роль он играет, какую информацию несет.

  Б) Чтение и анализ понятия «ЭПИЗОД»

Прочитайте определение эпизода, записанное на доске:

«Эпизод – часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью».

Слайд 4.

Строение Вселенной и любой ее составляющей одинаково. Ни одна снежинка не похожа на другую по своей форме, но вместе они составляют сугробы. То же с каплями воды, с песчинками. Люди имеют разные отпечатки пальцев, разный цвет кожи, но все вместе они люди… В художественном произведении точно так же. Каждый эпизод необходим, каждый выполняет свою функцию. Эпизод «Душа Кусаки расцвела» является кульминационным в рассказе, название его, конечно, условно.

                В) Выразительное чтение эпизода – главы 3.    

                  Анализ.

Вдумаемся в название эпизода «Душа Кусаки расцвела». Попробуйте абстрагироваться от содержания рассказа и назовите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите каждое из слов по отдельности.

   Душа – доброта, милосердие, любовь, тепло…       Кусака – оскал, зубы, боль…

   Расцвела – яблоня, весна, ручьи, зелень…

     

       Какое слово является словно третьим лишним в этом ряду по своему содержанию? ---Кусака.

- А что такое Кусака?

-Имя.

Слайд 5.

Эпизод начинается с того, что Кусака получила имя. Не кличку, а имя. Одно из значений этого лова таково: «Имя – отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении». Имена даются людям, собакам – клички. А Леонид Андреев настойчиво повторяет слово «имя». Для чего? Этим самым он словно напоминает нам, что и собаки способны чувствовать,

переживать, служить, любить… Одно только слово –«имя», а соединяет два мира – мир животных и мир людей. Вместе с получением имени весь мир, окружающий Кусаку, изменился.                                                               

Слайд 6.

Но почему люди дали такое имя собаке? В самом имени содержится какая-то негативная окраска, что-то обидное. Но Кусака имени, даже такому, была страшно рада. Докажите, зачитав подтверждение из текста.

«У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада».

Кусака почти счастлива. Но что нужно еще для счастья собаки?

«Она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»  

 Счастье – это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни. Ведь вспомните, какой беспросветной была жизнь собаки, пока у нее не было собственного имени и когда она никому не принадлежала. Прочитайте из 1 главы доказательства. Собака жила в страхе, «зализывала ушибы и раны» в глубине сада и «в одиночестве копила страх и злобу», не доверяла людям… Обобщим сказанное и попробуем вывести своеобразную формулу собачьего счастья.

Формула собачьего счастья.

  1. Имя.
  2. Хозяин.
  3. Возможность служить.

Каждый компонент очень важен, попробуй лишись чего-нибудь. Можем даже составить равенство:

                        имя + хозяин + возможность служить = счастье.

 Слайд 7.

Вспомните изученные произведения, в которых автор убеждает читателя, что животным необходимы люди. «Белый Бим, Черное Ухо» Г.Троепольского, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, «Муму» И.С.Тургенева, «Маленький принц» А.де С.-Экзюпери…

Как изменилась Кусака?

  1. Внешний вид. «Длинная шерсть стала лосниться, как атлас». Автор использует сравнение.
  1. Поведение. Теперь, когда она выбегала на улицу, ею уже владел не страх, а «от нечего делать выбегала».

Зачитайте ключевые, самые главные слова, характеризующие ее поведение: «от нечего делать, «важно осматривала улицу вверх и вниз», «гордая и независимая». Андреев «награждает» внешнее поведение Кусаки эпитетами, использует изобразительно-выразительные средства, показывая произошедшие изменения в жизни собаки. Но полностью отдаться охватившему счастью Кусака не могла: «страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца». Все живое неповторимо, живет один раз, и  след от пережитого остается. Рана затягивается, но шрамы остаются.

Слайд 8. 

Какие чувства сейчас владеют Кусакой? «Восторг, благодарность, любовь» Как выглядит Кусака в радости? Она «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким». На какие слова здесь обращается наше внимание? Много «не». Почему? Для Кусаки эти ощущения новые, она слишком старается

радоваться, быть такой, какой ее хотят видеть… В состоянии счастья она становится беззащитной, смешной; это состояние для нее непривычно, ново, оно ей словно даже не идет. Это один из приемов (прием отрицания), используя который автор стремится подчеркнуть несоответствие привычного для собаки поведения и требуемого ситуацией.

    Может, Кусака недостойна счастья вообще? Конечно, достойна, так же, как и все достойны. Но уж слишком контрастно складывается ее жизнь: ничего – все – ничего. И никаких «связок», никаких «может быть». Все просто и жестоко.


    Слайд 10.   

      А теперь обратимся к тем, кто сделал Кусаку счастливой,  поговорим о людях, о дачниках. «Они были добрыми людьми», «дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя все зеленым, голубым и беззлобным» (глава 2). Как ведут себя дачники, видя такие изменения в Кусаке? Они «собирались и хохотали», «нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях». О чем говорит их поведение? Они заняты собой, отдыхают, веселятся, развлекаются, не «принимают близко к сердцу» судьбу этой собаки. Специально о Кусаке никто не заботился («кухарка даст ей помоев и костей», «жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штучек»).

Слайд 11.

Л.Н.Андреев, рассказывая о так называемых «штучках», которые делала Кусака, использует прием повтора. Найдите его и зачитайте цитаты.

1) «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя»,

2) «вертелась, кувыркалась и падала»;

3) «вертелась, кувыркалась и падала».

Чего достигает автор, используя прием повтора? Он сочувствует Кусаке, автор и рад за нее и в то же время он знает, что радость эта ненадолго. Собака старается служить, пусть даже так нелепо, но именно это ее поведение так радует окружающих. Если так, то она будет «вертеться, кувыркаться, падать».

Слайд 12.

А они, что окружают Кусаку, что испытывают они?

1. «Леля кричала, задыхаясь от смеха».

2. «Никто не видел в глазах ее (Кусаки) странной мольбы».

3. Был слышен «несмолкаемый веселый хохот».

  1. Подведение итогов .

Мы видим, что люди не понимают Кусаку, можем, конечно, сказать, что они бездушны по отношению к собаке, но почему-то хочется сказать, что они несчастны. Они устали; здесь, на даче, они отдохнут и уедут снова в город. Наверное, эти два мира – людей и животных – только соприкоснулись, но не сосуществуют. И в этом-то и заключается трагедия жизни:

                  люди не хотят привязываться, не умеют любить, они одиноки.

И благополучие их только внешнее. В подтверждение можно привести эпизод расставания Лели с Кусакой, когда девочка забыла попрощаться, или когда в семье принимали решение, что делать с собакой – Леля хотела заплакать, но не заплакала.

Слайд 13.

 Об умении любить вот вам одна притча. Один человек купил участок земли, окутал его своей любовью, все у него здесь замечательно росло, прилетали птицы, заходили звери, он всех встречал с любовью, и все были счастливы здесь, у него на участке. Но была одна лиса, которую он никак не мог приручить: она игнорировала его участок, не хотела понимать, что именно здесь хорошо… И тогда человек задумался. Сначала он ее уговаривал, убеждал, затем стал раздражаться, но результатов никаких  не было. И тогда он решил ее убить, чтобы другим неповадно было, чтобы другие его рай не предали. И убил эту лису. Когда же он вернулся на свой участок, то увидел, что… травы засохли, птицы улетели…

Эта притча об умении ценить все, даже если оно не имеет того образа счастья, каким ты себе его представляешь. Умение любить – великий дар. В отношении к кому автор использует слово «любовь»? Кусака испытывала чувство «любви», в ней вызывались «приливы любви». Кусака успела полюбить людей, а они не сумели. Им кажется, что собака так же, как и они, развлекается.  Поэтому у меня возник вопрос.  Какие это люди:

бездушные или, может, несчастные? Почему? Скорее, несчастные. Андреев противопоставляет собаку и окружающих ее людей, хотелось бы сказать, сопоставляет, но это будет неверно: он их противопоставляет. Как называется такой прием? Антитеза. И здесь мы соприкасаемся со своеобразной философией писателя-экспрессиониста Л.Н.Андреева, очень болезненно воспринимающего любые катаклизмы, интересующегося не только поступками людей, но и их помыслами, прежде всего тем, что побудило их поступить так, а не иначе.

Обратите внимание на рисунки, которые сделали к уроку Даша и Артём. Что можете сказать? Черно-белые тона, рисунок не цветной, как и жизнь Кусаки. Л.Андреев – писатель контрастов, в его творчестве отсутствуют полутона, основные цвета в его творчестве – белый и черный.

  Чем интересны рисунки остальных ребят? Какие эпизоды они отображают?

   Какие краски и цвета используете вы в своих рисунках и почему?

4.  Выводы:

Чем завершается эпизод? Кусака привыкла быть счастливой. Уж такая особенность души: плохое забывается быстро, к хорошему привыкаешь быстро. Это закономерность. Но тем больнее терять, когда знаешь, что жизнь бывает иной. Кусака служит людям, и она счастлива. Пока…

Чем закончится история Кусаки? Люди уедут, а собака станет выть от боли, от потери, от одиночества.

Построим сюжетную схему эпизода.

                         Все рады проявлениям ее счастья («Кусачка, поиграй!»)

Расцвет души Кусаки                                               Кусака служит людям («Кусака искала и

(«Всей своей собачьей душою                                 просила ласк»)

расцвела Кусака») 

Подберите к каждому элементу сюжета соответствующую цитату.

Слайд 14.

Какова идея рассказа в целом? Все живое должно жить в содружестве, заботиться друг о друге, служить друг другу.

Как данная идея просматривается в эпизоде, над которым мы работали? Душа Кусаки расцвела от возможности быть нужной, Кусака поверила в счастье; служба людям сделала собаку счастливой. Представьте, что этого эпизода не было бы в рассказе, чего тогда лишились бы читатели, о чем бы не узнали? Не узнали бы, что и она, бездомная, несчастная, испытала счастье, что и она радовалась жизни, и в ее «собачьей судьбе» был светлый луч. Пусть краткий, но был.

И сейчас, наверное, самое время увидеть еще одни смысл в имени Кусака. Какой? Кусака – от вкусить, узнать вкус, познать, попробовать. Ведь и хорошее тоже оставляет свои следы, а не только плохое.

Слайд 15  .                                                     

Вернемся к эпиграфу.

Человек по большому счету – часть природы, и если он следует «закону жизни» - осознает это единство и равенство, чувствует «какую-то непонятную вину» перед уничтожаемой природой, жертвует собой ради других, значит, в его жизни есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – прямой путь к бездуховности.

Этой теме посвящены и другие произведения, которые мы будем изучать в этом году: «Хорошее отношение к лошадям» В.В.Маяковского, «О чем плачут лошади» Ф.Абрамова, «Юшка», «Неизвестный цветок» А.П.Платонова…

5.Домашнее задание:

Написать, опираясь на жизненный опыт и материал произведений,  эссе на тему

«Равнодушие, жестокость по отношению к природе – прямой путь  к бездуховности».

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика