Уроки литературы

Урок литературы в 7 классе  

ТЕМА:

Роль эпизода «Душа Кусаки расцвела» в рассказе Л.Н.Андреева «Кусака»

Цели:

  1. Обучение навыкам анализа эпизода.
  2.  Развитие умений через отдельный эпизод просматривать идею целого произведения; развитие ассоциативного мышления.
  3. Воспитание сочувствия не только к обиженным, но и к обижающим.

Оборудование:

- Компьютер, медиапрезентация;

- Учебники литературы для 7 класса  с текстом рассказа Л.Н.Андреева;

- Рисунки-иллюстрации эпизода, выполненные учениками дома;

- Портрет Л.Н.Андреева.

Ход урока.

  1. Орг.момент.  Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, об актуальности  проблемы, поднятой Л.Андреевым в рассказе, в наши дни.
  2. Работа по теме урока.

                 А)  Просмотр слайдов презентации в сопровождении комментариев учителя.

Слайд 1-2         

Слово учителя. Леонид Николаевич Андреев – человек удивительный. Он был одним из самых популярных писателей начала ХХ века. На сегодняшнем уроке мы говорим об одном из ранних его произведений – рассказе «Кусака». Сам Андреев о рассказе говорил так: « В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и… сливается воедино перед грозными силами жизни»

.Слайд 3.

Необычность нашей работы в том, что в центре нашего внимания на уроке будет не весь рассказ, а только его эпизод, и наша задача – понять, для чего необходим в рассказе именно этот эпизод, какую роль он играет, какую информацию несет.

  Б) Чтение и анализ понятия «ЭПИЗОД»

Прочитайте определение эпизода, записанное на доске:

«Эпизод – часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью».

Слайд 4.

Строение Вселенной и любой ее составляющей одинаково. Ни одна снежинка не похожа на другую по своей форме, но вместе они составляют сугробы. То же с каплями воды, с песчинками. Люди имеют разные отпечатки пальцев, разный цвет кожи, но все вместе они люди… В художественном произведении точно так же. Каждый эпизод необходим, каждый выполняет свою функцию. Эпизод «Душа Кусаки расцвела» является кульминационным в рассказе, название его, конечно, условно.

                В) Выразительное чтение эпизода – главы 3.    

                  Анализ.

Вдумаемся в название эпизода «Душа Кусаки расцвела». Попробуйте абстрагироваться от содержания рассказа и назовите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите каждое из слов по отдельности.

   Душа – доброта, милосердие, любовь, тепло…       Кусака – оскал, зубы, боль…

   Расцвела – яблоня, весна, ручьи, зелень…

     

       Какое слово является словно третьим лишним в этом ряду по своему содержанию? ---Кусака.

- А что такое Кусака?

-Имя.

Слайд 5.

Эпизод начинается с того, что Кусака получила имя. Не кличку, а имя. Одно из значений этого лова таково: «Имя – отличительное название, обозначение человека, даваемое при рождении». Имена даются людям, собакам – клички. А Леонид Андреев настойчиво повторяет слово «имя». Для чего? Этим самым он словно напоминает нам, что и собаки способны чувствовать,

переживать, служить, любить… Одно только слово –«имя», а соединяет два мира – мир животных и мир людей. Вместе с получением имени весь мир, окружающий Кусаку, изменился.                                                               

Слайд 6.

Но почему люди дали такое имя собаке? В самом имени содержится какая-то негативная окраска, что-то обидное. Но Кусака имени, даже такому, была страшно рада. Докажите, зачитав подтверждение из текста.

«У нее было имя, на которое она стремглав неслась из зеленой глубины сада».

Кусака почти счастлива. Но что нужно еще для счастья собаки?

«Она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки?»  

 Счастье – это состояние довольства, благополучия, радости от полноты жизни. Ведь вспомните, какой беспросветной была жизнь собаки, пока у нее не было собственного имени и когда она никому не принадлежала. Прочитайте из 1 главы доказательства. Собака жила в страхе, «зализывала ушибы и раны» в глубине сада и «в одиночестве копила страх и злобу», не доверяла людям… Обобщим сказанное и попробуем вывести своеобразную формулу собачьего счастья.

Формула собачьего счастья.

  1. Имя.
  2. Хозяин.
  3. Возможность служить.

Каждый компонент очень важен, попробуй лишись чего-нибудь. Можем даже составить равенство:

                        имя + хозяин + возможность служить = счастье.

 Слайд 7.

Вспомните изученные произведения, в которых автор убеждает читателя, что животным необходимы люди. «Белый Бим, Черное Ухо» Г.Троепольского, «Кладовая солнца» М.М.Пришвина, «Муму» И.С.Тургенева, «Маленький принц» А.де С.-Экзюпери…

Как изменилась Кусака?

  1. Внешний вид. «Длинная шерсть стала лосниться, как атлас». Автор использует сравнение.
  1. Поведение. Теперь, когда она выбегала на улицу, ею уже владел не страх, а «от нечего делать выбегала».

Зачитайте ключевые, самые главные слова, характеризующие ее поведение: «от нечего делать, «важно осматривала улицу вверх и вниз», «гордая и независимая». Андреев «награждает» внешнее поведение Кусаки эпитетами, использует изобразительно-выразительные средства, показывая произошедшие изменения в жизни собаки. Но полностью отдаться охватившему счастью Кусака не могла: «страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца». Все живое неповторимо, живет один раз, и  след от пережитого остается. Рана затягивается, но шрамы остаются.

Слайд 8. 

Какие чувства сейчас владеют Кусакой? «Восторг, благодарность, любовь» Как выглядит Кусака в радости? Она «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала, вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким». На какие слова здесь обращается наше внимание? Много «не». Почему? Для Кусаки эти ощущения новые, она слишком старается

радоваться, быть такой, какой ее хотят видеть… В состоянии счастья она становится беззащитной, смешной; это состояние для нее непривычно, ново, оно ей словно даже не идет. Это один из приемов (прием отрицания), используя который автор стремится подчеркнуть несоответствие привычного для собаки поведения и требуемого ситуацией.

    Может, Кусака недостойна счастья вообще? Конечно, достойна, так же, как и все достойны. Но уж слишком контрастно складывается ее жизнь: ничего – все – ничего. И никаких «связок», никаких «может быть». Все просто и жестоко.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика