Уроки литературы

 Данный урок был опубликован на сайте Завуч.инфо

Тема : «Не стоит село без праведника».

Цель : глубоко проанализировав рассказ Солженицына «Матрёнин двор», помочь

           учащимся сделать правильные нравственные выводы, увидеть

           художественное мастерство писателя;

             развивать навыки самостоятельного осмысления текста художественного

             произведения,   устную речь, умение работать с книгой;

             воспитывать нравственные качества , стремление быть полезным

             людям, гуманным, сострадательным;

 

План.

1. Орг.момент.

2. Слово учителя о трудностях времени тоталитарного режима в стране в 50-е годы,

   когда государство практически обезличивало людей, делало их равнодушными, не способными к состраданию. А.И.Солженицын был одним из первых, кто смело и открыто заговорил об ужасах лагерной жизни и о разложении души человеческой.

     - В чём же мастерство писателя ?

Это мы узнаем, пролистав рассказ «Матрёнин двор». Но сначала немного о писателе…

3. Биографические сведения о Солженицыне.

4. Анализ рассказа «Матрёнин двор»:

           - Основа рассказа «Матрёнин двор».

           - Основные приёмы характеристики :               примеры из текста   !

- портрет Матрёны  - улыбка           «У тех людей всегда лица хороши,

                                                      кто в ладах с совестью своей»

(приёмы характеристики - речь - какие новые слова узнали? С

                                             к   ужоткому – к ужину,   любота – красота,

                                           молонья –молния, порция - порча

                                 поступок, косвенная хар-ка, авт. хар.   (2)

- Художественные детали – изба, фикусы, кошка, коза, мыши, тараканы.(3)

- история жизни (4)

вывод :                      Все испытания жизни закалили Матрёну.

- Матрёна в системе других образов. (5)

вывод:             У Солженицына главное не социальное, а духовное (6)

                                             (не результат важен, а дух…)

О ложных нравственных основаниях общества бьёт тревогу автор:

- отношение жителей деревни к Матрёне   ( сёстры, подруга, золовки, Фаддей)

- судьба человека в тоталитарном государстве. (7)     ( колхоз)

- сцена похорон                         (плачи, поведение, мысли людей во время поминок)

вывод : Есть ли в гибели Матрёны некая закономерность или это стечение случайных обстоятельств?   (8)

Монологи ребят по данному выводу (9)

- Суровая и жестокая правда 50-60 лет         (деревня перестала быть хранительницей

                                                                              духовных и нравственных ценностей)

- Смысл названия   (11)             Первоначальное название рассказа –

                                                     «Не стоит село без праведника»                                                      несло в себе основную идейную нагрузку.

     Но Твардовский предложил ради публикации более

нейтральное название – «Матрёнин двор». Но и в этом

   названии есть глубокий смысл :

       Матренин двор   -  Матренин мир -   особый мир праведника

Она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчивая и общительная по нраву, Матрёна сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор».

   Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по брёвнышку её дом, с жадностью делят её скромные пожитки. И некому защитить Матрёнин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то очень ценное и важное…

         «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице. Не стоит село.

     Ни город.

     Ни вся земля наша».

Так кто же такой   праведник?

В прошлом веке это понятие было в чести, так называли человека, поведение которого соответствовало религиозным заповедям. Но, к глубокому сожалению, в наше время это слово попало в число устаревших. Больше того, оно приобрело иронический оттенок :

- По словарю Ожегова – кто такой праведник ?   (12)

ВЫВОД : «…линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, - она проходит через каждое человеческое сердце – и через все человеческие сердца» - «Архипелаг ГУЛаг»

5. Слово Солженицына – статья «Жить не по лжи!»   (13)

Писатель призывает каждого из нас жить по совести, жить по правде.

« Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара».

   Автор убежден, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению – личное неучастие во лжи ! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся : пусть владеет не через меня!»

И заканчивает свою статью словами пословицы :

                             «Одно слово правды весь мир перетянет»

6. ВЫВОД : Могучим стремлением к народной правде и сильна проза Солженицына.

7. Дом.зад. : по одному из высказываний на доске составить развёрнутый ответ на вопрос.

8. Итоги урока.

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика