Уроки литературы

 Данный урок был опубликован на сайте Завуч.инфо

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Екатериноградской»

 ______________________________________________________

 

Трагическая судьба человека

в тоталитарном государстве.

 

Конспект открытого урока

литературы

в 11 А классе

 

 

Учитель русского языка и литературы

Кузьменко Елена Викторовна

 

  ст. Екатериноградская   2007г.

 

     Я взяла эту тему для обобщающего урока, чтобы в рамках одного урока показать ребятам жизненность данной тематики, актуальность её в трудное для нашей страны время тоталитарного режима, сплочённость писателей и поэтов того времени вокруг существовавшей проблемы.

Цель:  Помочь учащимся проследить влияние политического

            режима на судьбу отдельно взятого человека;

            развивать внимание, умение самостоятельно знакомиться

            с дополнительной литературой, делать выводы;

            развивать устную монологическую речь, умение составлять

            связный текст на заданную тему;

            воспитывать неравнодушное отношение к жизни страны в

            целом, чувство патриотизма;

оформление : высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты А.Солженицына, В.Шаламова, А.Ахматовой.

слайды из презентаций.

План урока.

1.     Орг.момент.  Я проверяю готовность учащихся к уроку, интересуюсь,

                              как они справились с заданиями, какие были трудности.

 

2.     Вступительное слово учителя :

- 1930-50-е годы для нашей страны были  крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и  воздушных парадов. Восстановления государства после страшных событий Великой Отечественной войны. И в то же время  именно 30-50е годы – самые кровавые и страшные  из всех лет истории.

  Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть человеку счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими,  среди людей, которым до тебя нет никакого дела. Политика тоталитарного государства убила в человеке всё человеческое, заставила жить интересами государства и при этом не заботиться о судьбе отдельно взятого человека, живущего рядом.

 

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

   

 ( ученики рассказывают о тоталитарном режиме, его проявлениях и последствиях. Это материал из курса истории. Здесь осуществляется интеграция).

 Далее я задаю вопрос:

- Интересовала ли тема тоталитаризма писателей ?  Каких именно ? как они отражали её в своём творчестве?

    ( ребята составляют ответ –связный текст- на все поставленные мною вопросы и отвечают, что многие поэты и писатели 30-50-х годов не могли оставаться в стороне от судьбы родины, её горьких страниц)

3.     Работа по теме урока.

 

А) Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.

( с опорой на слайды)

          25092017 4 25092017 4 2

          25092017 4 3 25092017 4 4

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко, от слова горе) тоже из среды интеллигенции. Отец, отставной инженер-механик флота, узнав, что дочь хочет напечатать подборку стихов в столичном журнале, потребовал, чтоб она взяла псевдоним и не позорила славную фамилию. Псевдонимом стала фамилия бабки, в которой текла буйная кровь татарских княжон. Молодость Анны Ахматовой прошла в блеске балов, литературных салонов и путешествий по Европе.

К ней очень рано пришла слава и любовь.

 "Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, она была похожа на робкую 15-летнюю девочку. Прошло 2 – 3  года, и в её осанке наметилась главная черта её личности – величавость…"      (из воспоминаний К.Чуковского)

Из писем Ахматовой.

Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется

мне, что люблю…". Но недолгим было счастье поэтессы. Судьба родины, попавшей в беду, взволновала её .  Но ещё больше – судьба сына. И появилась поэма «Реквием»

         Б) Чтение учениками отрывков из поэмы «Реквием», в которой выражено                         беспредельное народное горе.

После выразительного чтения наизусть и небольшой интерпретации поэмы Ахматовой  я продолжаю:

  - «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не

   легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья     жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге,

писал в своё время А.Солженицын.

25092017 5

 (Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне. Материал взят учащимися из сети Интернет, а также из дополнительного источника, энциклопедии).

           В) Анализ рассказа  «Матрёнин двор».

   Осн.вопрос :

-  Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе  «Матрёнин двор»?

 -   Какова судьба человека в тоталитарном государстве?

 

 

(Солженицын на примере судьбы главной героини Матрёны показывает безразличное отношение государства к своему народу. Ребята пытаются найти виноватых среди героев рассказа, хотя в конце диспута приходят к единому мнению, что виновато в судьбе Матрёны государство, выжавшее из человека всё, что можно, и бросившее на произвол судьбы.)

                 

                           

 обращаюсь к материалу на доске:

 

История написания рассказа  ( в основе – события, произошедшие с самим

                                                          автором)

Как рисуется образ Матрёны?  (характеристика по   портрету – каков портрет

                                                         обыкновенного человека, живущего в ладах

                                                          со своей совестью)

                                                           ( самохарактеристика – что рассказывает о

                                                          своей судьбе Матрёна?)

                                                           ( поступки)

                                                           ( отношение людей к Матрёне – почему

                                                           обсуждают и осуждают?)

  Вывод:   Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

  (ученика обобщают сказанное и записывают выводы в тетрадь.)

 

 

Далее я продолжаю:

 - О кошмарной жизни  в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой

лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына.  Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.

А) Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».

 Я спрашиваю : О чьей судьбе говорится в стихотворении?

 Дети: Стихотворение о судьбе людей, безвинно попавших в концлагеря. К числу таких людей относится и Варлам Шаламов.

 

 

  Б)  Рассказ о судьбе самого писателя. (сообщение подготовлено самостоятельно по  материалам газет и журнальных статей).

25092017 11  Вывод:  Шаламов изображает жизнь заключённого  гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

     

В)  Чтение наизусть  и анализ эпизодов из разных рассказов из сборника

              «Колымские рассказы»:

                - в каждом абзаце – судьба человека, спрессованное вмиг прошлое,

                  настоящее и будущее.  Какие слова, фразы говорят об униженном

                  состоянии героев?

Спрашиваю:

               - Что заставляет героев рассказов бороться за жизнь? ( желание

                           донести до потомков ужасы лагерной жизни)

               - Что хотел поведать  Шаламов  человечеству и для чего ?

Вывод:

 -  Озверелость колымских лагерей , трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в «Колымских рассказах». Лагеря уродуют людей и физически, и морально.

        Лагеря – это детище тоталитарного государства. Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь, аресты, расстрелы и, как правило, полное  равнодушие человека к судьбе рядом живущих.

         Покончено с этим, но разве из памяти народной можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, массовые аресты, голод, жестокость, вызванную страхом ?  Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти. И об этом напоминает нам А.Твардовский в своей поэме «По праву памяти»

 Г)  Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы.

(отрывки подобраны ребятами по их усмотрению)

4.     ВЫВОД:  Подводя итог всему вышесказанному, я заканчиваю разговор вопросом:

- Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

- Почему?

- Какое из высказываний ( А.Блока или А.Твардовского)  больше подойдёт к теме нашего урока?  Ответ обоснуйте.

 ( Ребята единогласно говорят о том, что забывать историю, тем более такую, нив коем случае нельзя. Это , действительно, как сказал когда-то Шаламов, преступления. Мы должны помнить горькие уроки истории, чтобы не допустить повторения трагедии, связанной с культом личности).

 

5. Дом.зад.:  «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления» - писал Шаламов. Согласны? Выскажите свою точку зрения в форме эссе.

    6. Итоги урока: Ребята, читавшие наизусть отрывки из произведений и анализировавшие их, а также принимавшие активное участие в уроке, получают «5». Правильно отвечавшие, но не подобравшие своему ответу достаточно аргументов, - «4». Тройки и двойки не ставлю, так как работу этих учеников можно оценить по домашнему заданию на следующий урок.

 

 

Тема :              Трагическая судьба человека

                           в тоталитарном государстве.

              

 Цель:  Помочь учащимся проследить влияние политического

            режима на судьбу отдельно взятого человека;

            развивать внимание, умение самостоятельно знакомиться

            с дополнительной литературой, делать выводы;

            развивать устную монологическую речь, умение составлять

            связный текст на заданную тему;

            воспитывать неравнодушное отношение к жизни страны в

            целом, чувство патриотизма;

оформление : высказывания А.Блока, А.Солженицына, портреты Солженицына, Шаламова, Ахматовой.

План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Вступительное слово учителя :

- 1930-50-е годы для нашей страны были  крайне сложными и противоречивыми. Это время неуклонного роста военной мощи СССР, время бурных темпов индустриализации, время спортивных праздников и  воздушных парадов. Восстановления государства после страшных событий Великой Отечественной войны. И в то же время  именно 30-50е годы – самые кровавые и страшные  из всех лет истории.

  Появление художественных произведений о трагической судьбе человека в тоталитарном государстве развенчало миф о якобы счастливом коммунистическом будущем. Невозможно быть человеку счастливым в обществе, которое построено на насилии, репрессиях, расправе с инакомыслящими,  среди людей, которым до тебя нет никакого дела. Политика тоталитарного государства убила в человеке всё человеческое, заставила жить интересами государства и при этом не заботиться о судьбе отдельно взятого человека, живущего рядом.

 

ВОПРОС : Что вам известно из курса истории о тоталитарном режиме, а что узнали на уроках литературы?

 

  1. Рассказ ученика о трудной судьбе А.Ахматовой.
  2. Чтение учениками отрывков из поэмы «Реквием», в которой выражено беспредельное народное горе.
  3. учитель:

    - «Реквием» передаёт боль личную и общенародную, переживания людей за судьбы своих близких. Однако для заключенных тюрьма – лишь начало ужасающего пути, дальше их ожидают приговоры, казни, ссылки, лагеря. Не легче было и людям, не попавшим в лагеря на Колыму или Соловки. О них, чья жизнь «на свободе» была не менее ужасной, чем жизнь на каторге, писал в своё время А.Солженицын.

  1. Выступление уч-ся с рассказом о Солженицыне.
  1. 7. Анализ рассказа «Матрёнин двор».

   Осн.вопрос : Как Солженицын показывает тоталитарный режим в рассказе

                        «Матрёнин двор»?

                        Какова судьба человека?

А)  История написания рассказа  ( в основе – события, произошедшие с самим

                                                          автором)

Б)  Как рисуется образ Матрёны?  (характеристика по   портрету – каков портрет

                                                         обыкновенного человека, живущего в ладах

                                                          со своей совестью)

                                                           ( самохарактеристика – что рассказывает о

                                                          своей судьбе Матрёна?)

                                                           ( поступки)

                                                           ( отношение людей к Матрёне – почему

                                                           обсуждают и осуждают?)

ВЫВОД : Как тоталитарное государство сломало жизнь Матрёны?

  1. Учитель: - О кошмарной жизни в сталинских лагерях мы узнаём из так называемой лагерной прозы и в первую очередь благодаря творчеству А.И.Солженицына. Но немалый вклад в литературу данной тематики внёс Варлам Шаламов.
  2. Чтение стихотворения А.Жигулина «Вина».
  3. Рассказ о судьбе самого писателя.

 

 

    Шаламов изображает жизнь заключённого  гораздо ужаснее, чем Солженицын, доказывая, что человек, оказавшись в лагере, голодный и несчастный, просто лишается человеческих чувств.

  1. Чтение наизусть и анализ эпизодов из разных рассказов из сборника

              «Колымские рассказы»:

                - в каждом абзаце – судьба человека, спрессованное вмиг прошлое,

                  настоящее и будущее.  Какие слова, фразы говорят об униженном

                  состоянии героев?

             

 - Что заставляет героев рассказов бороться за жизнь? ( желание

                           донести до потомков ужасы лагерной жизни)

               - Что хотел поведать  Шаламов  человечеству и для чего ?

12.Учитель: 

-  Озверелость колымских лагерей , трагедия, ставшая бытом, - вот основной предмет изображения в «Колымских рассказах». Лагеря уродуют людей и физически, и морально.

        Лагеря – это детище тоталитарного государства. Тоталитарный режим – это отсутствие свободы, слежки, раздутая военщина, подавление живой мысли, процессы, лагеря, ложь, аресты, расстрелы и, как правило, полное  равнодушие человека к судьбе рядом живущих.

         Покончено с этим, но разве из памяти народной можно такое вынуть? Разве можно забыть армии заключенных, массовые аресты, голод, жестокость, вызванную страхом ?  Этого нельзя забыть, вычеркнуть из памяти. И об этом напоминает нам А.Твардовский в своей поэме «По праву памяти»

  1. Чтение наизусть и анализ отрывков из поэмы.

ВЫВОД:  Нужно ли сегодняшнему читателю знать о событиях 30-50 годов?

                 Почему?

                  Какое из высказываний ( А.Блока или А.Твардовского)  больше подойдёт к теме нашего урока?  Ответ обоснуйте.

  1. 14. Дом.зад.: «На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления» - писал Шаламов. Согласны? Выскажите свою точку зрения в форме эссе.

    Индивидуальное задание: собрать материал о концлагерях в СССР

                                                (можно в форме реферата или проекта)

  1. Итоги урока.

 

 

На уроке литературы в 11 А классе

«Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»

25092017 6 25092017 7 25092017 8

На уроке литературы в 11 Б классе «Не стоит село без праведника»

 (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»)

25092017 9 25092017 10

 

s5 logo

Мой адрес

 Россия, город Москва, улица Приречная, 1

Электронный адрес

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс метрика:

Яндекс.Метрика